Найти тему

Как мы запускали Telegram-бот по оплате парковки в СПб

От идеи до реализации!
От идеи до реализации!

Как часто мы слышим или слышали фразу - "Оказался в нужном месте в нужное время"? На самом деле очень часто. Но мы всегда забываем, что мы всегда в том самом месте и в то самое время. Просто иногда нам не хватает каких-то личных качеств или просто знаний, чтобы это понять. Сейчас я четко понимаю, что многое в этой жизни я еще не знаю и не понимаю. Но для себя я давным давно определил, что всегда буду открыт к новому. Но и это половина успеха как оказалось. Вторая половина, как не трудно догадаться - люди. И чем больше людей в твоей жизни, тем больше шанс на то, что сможешь понять, что ты именно в том месте и в то время.

В 2021 году я трудился в одном из крупнейших банков страны. Занимал руководящую должность в одном из филиалов. Конечно для многих это хорошее и "сытое" место. Смс с заветными цифрами приходит два раза в месяц и можно спокойно плыть по течению. Планировать свою жизнь на какое-то продолжительное время. Все идет хорошо.

В специфике моей работы предполагалось активно привлекать новых клиентов и, как следствие, у меня было очень много "полевых" встреч. У таких встреч есть своя культура. Клиенты разные, а проводить встречи надо +/- одинаково. И чтобы встреча гарантировано пошла по моему сценарию я всегда использовал технику "small talk". Это такой непринужденный разговор с малознакомым человеком. А чтобы его начать, нужны как говорится "домашние заготовки". Но они как правило быстро заканчиваются, а повторяться я не люблю. И я старался утром читать какие-то актуальные новости, чтобы при встрече начать разговор на отвлеченную тему.

Так в один из дней мне на глаза попалась статья, которая мне пришла в Telegram. Там писали, что можно принимать платежи в мессенджере и описывалось как это все удобно. Меня зацепило.

Платежи 2.0
Платежи 2.0

На тот момент я ей не воспользовался и она осталась где-то в подсознании и ждала своего часа. И этот момент наступил спустя почти месяц. Мне позвонила моя коллега по предыдущей работе и спрашивала некоторые нюансы работы с банковской системой. В ходе разговора выяснилось, что она работает в компании, которая занимается обслуживанием транспортной инфраструктуры в Санкт-Петербурге. На тот момент у города была потребность в расширении перечня поставщиков по оплате парковки в центре. Зона парковки активно расширялась и надо было привлекать альтернативные источники оплаты. Тут у меня карты и сошлись. Я сразу подумал, что надо сделать такое решение в Telegram-боте.

Я начал думать как мне реализовать этот проект и с кем. Навыков написания бота у меня особо не было. Хотя по работе я делал его примитивную версию. Но это было не то.

Как я писал выше, нужно оказаться в нужном месте и в нужное время. Я только потом понял, что я и был в нем. Мы буквально накануне, моего общения с коллегой, консультировались с ребятами по вопросу создания софта. Ребята очень крутые и мы хотели сделать софт для торгов, но там нужны были большие инвестиции, которые мы бы не потянули. Я сформировал у себя в голове идею и позвонил вначале Саше, а потом и Сереже. В двух словах накидал идею и мы все пошли думать.

Ребята работали в небольшой компании ООО Саплрус. Если говорить про компанию, то ООО Саплрус - команда профессиональных IT- специалистов, разработчиков, инженеров и PM.

В основе их работы всегда был интерес к проекту, который обусловлен сложностью и новизной задачи. Они делали проекты со 100% реализацией. Большинство их разработок успешно реализовано и эффективно используется заказчиками.

Спустя несколько дней мы созвонились еще раз и поняли, что это очень крутая идея. И сейчас на рынке никто такого не предоставляет. У всех загорелись глаза. Принято решение начать проект.

Поехали!
Поехали!

Первый этап – продажа.

Старт первого этапа проекта был в начале мая 2021 года.

Для реализации проекта мы провели встречи с руководством Городского центра управления парковками в г.Санкт-Петербурге. Со своей стороны мы презентовали схему бизнес-процесса и способы реализации проекта. На момент проведения переговоров не был урегулирован вопрос легитимности взаимодействия и интеграции кроссплатформенного мессенджера Telegram в государственные информационные системы. Руководство ГЦУП рекомендовало получить положительное заключение федеральных надзорных органов о возможности информационно-технологического взаимодействия.

Началась возня с запросами и нами были направлены письма в Минцифры РФ, Роскомнадзор и ФАС России с просьбой согласовать взаимодействие с ГЦУП посредством кроссплатформенного мессенджера Telegram. И спустя почти три месяца, а именно в конце августа получены положительные заключения от надзорных органов.

Второй этап – разработка.

В связи с тем, что при взаимодействии с органами испольной власти необходимо руководствоваться нормативно-правовыми актами, регламентирующими их деятельность, был ряд сложностей на начальном этапе проекта, а именно: требовалось участие финансово-кредитного учреждения, как одой из сторон соглашения о информационно-технологическом взаимодействии; денежные средства должны поступать в адрес ГЦУП в автоматизированном режиме без аккумуляции на счетах ООО Саплрус; отсутствие обработки персональных данных пользователей платной парковки; защищенность проводимых платежей; поддержки мультиязычности для иностранных пользователей. Таким образом было принято решение о привлечении в качестве третьей стороны крупнейшего банка страны – Сбербанк.

Финишная прямая
Финишная прямая

Нами были разработаны уникальные правила информационно-технологического взаимодействия. В рамках правил открыт специальный счет, предназначенный для расщепления платежей в пользу поставщиков и всех участников системы. Кроме того, Сбербанк со своей стороны осуществлял полное сопровождение по приему и проведению платежей от пользователей. Данные мероприятия помогли нивелировать сложности взаимодействия с ГЦУП на втором этапе проекта.

Уже на этапе разработки принято решение, что Telegram-бот должен быть создан с учетом потенциального развития и подключения сторонних поставщиков. Таким образом, командой разработчиков создавался фундамент будущего проекта. Задача стояла в том, чтобы фундамент проекта смог выдержать как огромное количество пользователей, так и быть максимально гибким. В процессе разработки командой разработчиков несколько раз переписывался дизайн и сценарий пользовательского интерфейса. Проводилось огромное количество тестирований при различных нагрузках. Были выявлены критические ошибки в платформах ГЦУП и Сбербанка. Настраивались и проводились "боевые" платежи с применением различных сценариев оплат как со встроенными в устройства картами, так и с внесением данных карты в специальную форму. При тестировании использовались различные устройства на различных платформах.

Третий и заключительный этап – релиз.

Спустя почти год работы, а именно 3 марта 2022 года мы опубликовали нашего бота. Про нас написали крупные СМИ Санкт-Петербурга, различные паблики и околоавтомобильные издания.

Появился Telegram-бот для оплаты парковки в Петербурге: Яндекс.Новости

Что в итоге получилось и если говорить простыми словами, то Telegram-бот - это автоматизированный сервис, интегрированный в информационные системы городских парковок. Доступен он по ссылке https://t.me/myparking_bot. Для совершения оплаты пользователю необходимо авторизоваться в мессенджере Telegram. В поисковой строке ввести наименование @MyParking_bot или парковки Санкт-Петербурга. Далее необходимо запустить бота командой «Старт». Бот в автоматическом режиме уточнит тип вашего транспортного средства, его государственный регистрационный знак, а также номер телефона для отправки электронной квитанции. Пользователь может произвести оплату как при помощи карты, привязанной к устройству, так и с помощью формы ввода данных карты – они защищены с помощью современных программных средств. После совершения оплаты пользователю поступает сообщение о проведенной операции и указывается время, на которое размещено транспортное средство. За 10 минут до окончания парковочной сессии, а также по ее завершении, пользователю приходят уведомления о парковке. Так пользователь может продлить свою парковочную сессию.

Бот запоминает введенные ранее данные и при совершении следующей парковочной сессии пользователю нет необходимости повторно вводить данные по его транспортному средству. Кроме того, при необходимости пользователь может их поменять в главном меню бота. На текущий момент пользователи бота оплачивают парковку без комиссии.

-5

Для меня его реализация была важным этапом моей жизни. Это был некий показатель моих компетенций. Доделать такой проект нужно было любой ценой.
Сейчас я точно могу сказать, что проект не "пустышка" и им пользуется много людей. За неполный месяц более 1000 пользователей оплатило парковку через Telegram. Много поступает пожеланий и предложений.

Уже в ходе написания бота и его интеграции мы поняли, что мы делаем что-то гораздо больше чем бот для оплаты парковки в Санкт-Петербурге. Но, как говорится, это уже совсем другая история. Но мы не останавливаемся и летим дальше и выше.

А закончить этот текст хочу тем с чего я начал -

"Вы всегда в нужном месте и в нужное время!"