Как часто мы слышим или слышали фразу - "Оказался в нужном месте в нужное время"? На самом деле очень часто. Но мы всегда забываем, что мы всегда в том самом месте и в то самое время. Просто иногда нам не хватает каких-то личных качеств или просто знаний, чтобы это понять. Сейчас я четко понимаю, что многое в этой жизни я еще не знаю и не понимаю. Но для себя я давным давно определил, что всегда буду открыт к новому. Но и это половина успеха как оказалось. Вторая половина, как не трудно догадаться - люди. И чем больше людей в твоей жизни, тем больше шанс на то, что сможешь понять, что ты именно в том месте и в то время.
В 2021 году я трудился в одном из крупнейших банков страны. Занимал руководящую должность в одном из филиалов. Конечно для многих это хорошее и "сытое" место. Смс с заветными цифрами приходит два раза в месяц и можно спокойно плыть по течению. Планировать свою жизнь на какое-то продолжительное время. Все идет хорошо.
В специфике моей работы предполагалось активно привлекать новых клиентов и, как следствие, у меня было очень много "полевых" встреч. У таких встреч есть своя культура. Клиенты разные, а проводить встречи надо +/- одинаково. И чтобы встреча гарантировано пошла по моему сценарию я всегда использовал технику "small talk". Это такой непринужденный разговор с малознакомым человеком. А чтобы его начать, нужны как говорится "домашние заготовки". Но они как правило быстро заканчиваются, а повторяться я не люблю. И я старался утром читать какие-то актуальные новости, чтобы при встрече начать разговор на отвлеченную тему.
Так в один из дней мне на глаза попалась статья, которая мне пришла в Telegram. Там писали, что можно принимать платежи в мессенджере и описывалось как это все удобно. Меня зацепило.
На тот момент я ей не воспользовался и она осталась где-то в подсознании и ждала своего часа. И этот момент наступил спустя почти месяц. Мне позвонила моя коллега по предыдущей работе и спрашивала некоторые нюансы работы с банковской системой. В ходе разговора выяснилось, что она работает в компании, которая занимается обслуживанием транспортной инфраструктуры в Санкт-Петербурге. На тот момент у города была потребность в расширении перечня поставщиков по оплате парковки в центре. Зона парковки активно расширялась и надо было привлекать альтернативные источники оплаты. Тут у меня карты и сошлись. Я сразу подумал, что надо сделать такое решение в Telegram-боте.
Я начал думать как мне реализовать этот проект и с кем. Навыков написания бота у меня особо не было. Хотя по работе я делал его примитивную версию. Но это было не то.
Как я писал выше, нужно оказаться в нужном месте и в нужное время. Я только потом понял, что я и был в нем. Мы буквально накануне, моего общения с коллегой, консультировались с ребятами по вопросу создания софта. Ребята очень крутые и мы хотели сделать софт для торгов, но там нужны были большие инвестиции, которые мы бы не потянули. Я сформировал у себя в голове идею и позвонил вначале Саше, а потом и Сереже. В двух словах накидал идею и мы все пошли думать.
Ребята работали в небольшой компании ООО Саплрус. Если говорить про компанию, то ООО Саплрус - команда профессиональных IT- специалистов, разработчиков, инженеров и PM.
В основе их работы всегда был интерес к проекту, который обусловлен сложностью и новизной задачи. Они делали проекты со 100% реализацией. Большинство их разработок успешно реализовано и эффективно используется заказчиками.
Спустя несколько дней мы созвонились еще раз и поняли, что это очень крутая идея. И сейчас на рынке никто такого не предоставляет. У всех загорелись глаза. Принято решение начать проект.
Первый этап – продажа.
Старт первого этапа проекта был в начале мая 2021 года.
Для реализации проекта мы провели встречи с руководством Городского центра управления парковками в г.Санкт-Петербурге. Со своей стороны мы презентовали схему бизнес-процесса и способы реализации проекта. На момент проведения переговоров не был урегулирован вопрос легитимности взаимодействия и интеграции кроссплатформенного мессенджера Telegram в государственные информационные системы. Руководство ГЦУП рекомендовало получить положительное заключение федеральных надзорных органов о возможности информационно-технологического взаимодействия.
Началась возня с запросами и нами были направлены письма в Минцифры РФ, Роскомнадзор и ФАС России с просьбой согласовать взаимодействие с ГЦУП посредством кроссплатформенного мессенджера Telegram. И спустя почти три месяца, а именно в конце августа получены положительные заключения от надзорных органов.
Второй этап – разработка.
В связи с тем, что при взаимодействии с органами испольной власти необходимо руководствоваться нормативно-правовыми актами, регламентирующими их деятельность, был ряд сложностей на начальном этапе проекта, а именно: требовалось участие финансово-кредитного учреждения, как одой из сторон соглашения о информационно-технологическом взаимодействии; денежные средства должны поступать в адрес ГЦУП в автоматизированном режиме без аккумуляции на счетах ООО Саплрус; отсутствие обработки персональных данных пользователей платной парковки; защищенность проводимых платежей; поддержки мультиязычности для иностранных пользователей. Таким образом было принято решение о привлечении в качестве третьей стороны крупнейшего банка страны – Сбербанк.
Нами были разработаны уникальные правила информационно-технологического взаимодействия. В рамках правил открыт специальный счет, предназначенный для расщепления платежей в пользу поставщиков и всех участников системы. Кроме того, Сбербанк со своей стороны осуществлял полное сопровождение по приему и проведению платежей от пользователей. Данные мероприятия помогли нивелировать сложности взаимодействия с ГЦУП на втором этапе проекта.
Уже на этапе разработки принято решение, что Telegram-бот должен быть создан с учетом потенциального развития и подключения сторонних поставщиков. Таким образом, командой разработчиков создавался фундамент будущего проекта. Задача стояла в том, чтобы фундамент проекта смог выдержать как огромное количество пользователей, так и быть максимально гибким. В процессе разработки командой разработчиков несколько раз переписывался дизайн и сценарий пользовательского интерфейса. Проводилось огромное количество тестирований при различных нагрузках. Были выявлены критические ошибки в платформах ГЦУП и Сбербанка. Настраивались и проводились "боевые" платежи с применением различных сценариев оплат как со встроенными в устройства картами, так и с внесением данных карты в специальную форму. При тестировании использовались различные устройства на различных платформах.
Третий и заключительный этап – релиз.
Спустя почти год работы, а именно 3 марта 2022 года мы опубликовали нашего бота. Про нас написали крупные СМИ Санкт-Петербурга, различные паблики и околоавтомобильные издания.
Что в итоге получилось и если говорить простыми словами, то Telegram-бот - это автоматизированный сервис, интегрированный в информационные системы городских парковок. Доступен он по ссылке https://t.me/myparking_bot. Для совершения оплаты пользователю необходимо авторизоваться в мессенджере Telegram. В поисковой строке ввести наименование @MyParking_bot или парковки Санкт-Петербурга. Далее необходимо запустить бота командой «Старт». Бот в автоматическом режиме уточнит тип вашего транспортного средства, его государственный регистрационный знак, а также номер телефона для отправки электронной квитанции. Пользователь может произвести оплату как при помощи карты, привязанной к устройству, так и с помощью формы ввода данных карты – они защищены с помощью современных программных средств. После совершения оплаты пользователю поступает сообщение о проведенной операции и указывается время, на которое размещено транспортное средство. За 10 минут до окончания парковочной сессии, а также по ее завершении, пользователю приходят уведомления о парковке. Так пользователь может продлить свою парковочную сессию.
Бот запоминает введенные ранее данные и при совершении следующей парковочной сессии пользователю нет необходимости повторно вводить данные по его транспортному средству. Кроме того, при необходимости пользователь может их поменять в главном меню бота. На текущий момент пользователи бота оплачивают парковку без комиссии.
Для меня его реализация была важным этапом моей жизни. Это был некий показатель моих компетенций. Доделать такой проект нужно было любой ценой.
Сейчас я точно могу сказать, что проект не "пустышка" и им пользуется много людей. За неполный месяц более 1000 пользователей оплатило парковку через Telegram. Много поступает пожеланий и предложений.
Уже в ходе написания бота и его интеграции мы поняли, что мы делаем что-то гораздо больше чем бот для оплаты парковки в Санкт-Петербурге. Но, как говорится, это уже совсем другая история. Но мы не останавливаемся и летим дальше и выше.
А закончить этот текст хочу тем с чего я начал -
"Вы всегда в нужном месте и в нужное время!"