Найти в Дзене
Русский След

"РУССКИЙ СЛЕД" Алексея Никулина

Алексей Никулин
Алексей Никулин

Я - ДокуМенталист Алексей Никулин - автор и ведущий документального цикла «Русский След». Сценарист, продюсер, режиссер, путешественник, дайвер, капитан, действительный член Русского географического общества, член Союза журналистов РФ и т.д.

В этом году Русскому следу исполняется 10 лет. В общей сложности нашим творческим коллективом за это время было снято почти четыре десятка фильмов о русской истории. С чем подходим к юбилею? С одной стороны можно бы и порадоваться - десятки миллионов телезрителей, в том числе и зарубежных. Да и в интернете просмотры фильмов доходят до пяти миллионов просмотров. Вернее сказать, доходили – РУССКИЙ СЛЕД попал под санкции и более недоступен на Ютуб.

Собственно, наша идея и последующий успех этого цикла, состояли в стремлении сделать историю интересной. В нашем случае через приключения. То есть формат Русского следа – исторические Приключения с элементами детектива. Мы брали в разработку тайны и загадки малоизвестных эпизодов отечественной истории, коих в нашем прошлом – тьма!

Как правило наши фильмы – это результат реальных экспедиций, где все происходило в режиме реального времени, а все находки, свидетельства и артефакты – это в основном результат поиска, а не плод режиссуры. И это тоже было частью нашего творческого замысла – погружения под воду, находка затонувших кораблей, якорей, орудий и проч. – все должно быть по-настоящему. Вы можете в это верить или нет, но наше «везение» до сих пор меня самого удивляет. Если не сказать больше. Взять хотя бы находку в 2013 году у берегов греческого острова Лемнос линейного корабля «Святослав» из эскадры графа Алексея Орлова (потерян в сентябре 1770 года) - он сначала был мною «найден» дома за компьютером, а уже затем, спустя 10 месяцев, и на дне. Впрочем, таких удач было много – постепенно и об этом расскажу.

Именно по причине - чтобы все было «по-чесноку» - некоторые наши проекты были в производстве годами – «Последняя тайна настоящего человека», о летчике А. П. Маресьеве, снимался почти 2,5 года, «Заоблачный фронт. Битва за Эльбрус» вышел в эфир через год, а последний наш фильм «Ржев. Прививка от войны» увидел экран через 13 месяцев после начала съемок.

Работая над какой-то темой, а чаще всего это несколько тем параллельно, я наталкивался на «вкусные» материалы, которые сами по себе интересны, но в данной работе никак использованы быть не могут – все, что не двигает сюжет и отвлекает зрителя, улетает в корзину. И мне всегда было этого жаль. Но такова тяжелая доля сценариста и автора – нещадно резать все «второстепенное».

Таким образом, в нашем архиве скопилось немало достойного материала, который тянет еще на три десятка фильмов, а может и больше. И по совету моих коллег, друзей, а также и зрителей, мы приняли решение начать публиковать материалы, которые нам кажутся достойными вашего внимания.

Темы, которым посвящены эти материалы, в свое время вдохновили меня и заставили сойти с протоптанной тропы и со временем сделали из меня Следопыта, а не только ДокуМенталиста, для которого существует одна цель – снять фильм! Для своих экспедиций и фильмов я всегда выбирал нечто особенное, способное удивить прежде всего меня, а значит и зрителя. Как полагает мэтр режиссуры монтажа Уолтер Мёрч: «Дилетант поглощен проблемой самовыражения. Профи пытается овладеть вниманием зрителей». Вот на том и стоим, хотя, чёрт возьми – так иногда хочется самовыразиться!!!)))

И да - чтобы овладеть вниманием зрителя, нам все время приходится «сворачивать с протоптанной дорожки».

Согласитесь: невозможно почувствовать себя следопытом там, где до тебя побывали миллионы. Да и вообще, для любого путешественника важно хотя бы иногда чувствовать себя первопроходцем, а не быть частью толпы.

О чем будут мои материалы? Я бы обозначил эти материалы следующими тегами: русская история, военная история и история вообще, приключения, путешествия, морские экспедиции, тайны, загадки, затонувшие корабли.

Вот кстати, о кораблях. Вспомните все самые интересные книги нашего детства – они по большей части о море, парусах, кораблях и естественно о морских приключениях. Именно из них в наш детский мир прилетал ветер дальних странствий. Во всяком случае в мой мир. Ветер всегда был нашим помощником - все самые грандиозные географические открытия были сделаны под парусами, а многие археологические и исторические находки так или иначе связаны с морем. Неудивительно, что в море, под парусами, в морских экспедициях, я много лет черпал свое вдохновение. Как исследователь, журналист и как капитан, оставивший за кормой почти 60 тыс. морских миль. Море мне дарило знания, опыт, впечатления и эмоции, которые я впоследствии трансформировал в статьи, рассказы, сценарии и… фильмы.

Кстати, Артур Конан Дойль стал великим писателем именно благодаря морю – дважды побывав в промысловых экспедициях в высоких широтах он написал свои записки «Опасная работа», ну а потом забил на карьеру Пилюлькина и стал акулой детективного пера. Кстати, книга недавно была издана в России норвежским издательством Паулсен, которое несколько лет назад издало и мою книгу «Острова невезения». И тоже о морских приключениях. Историй, связанных с морем, будет много.

Теперь немного о том, почему в центре моего интереса была и есть История?

К моему великому сожалению большинство географических открытий уже сделано – континенты открыты, полюса и вершины покорены, и открытия иногда приходится высасывать из пальца – пролететь на ядре на пару минут быстрее предшественника!))

А вот наше прошлое по-прежнему скрывает немало тайн и загадок, а это так будоражит воображение! И дает пищу не только для фильмов, но и для путешествий со смыслом.

Раскопай историю, включи воображение – развалины оживут и путешествовать станет гораздо интереснее.

Кроме того, знание истории имеет прикладное значение – позволяет разобраться в настоящем и предсказать будущее. История циклична.

Составляя личное мнение, стоит иметь ввиду, что история — это вовсе не то, что было самом деле, история – это то, как увидели те, или иные события разные люди, причем часто придерживающиеся противоположных мнений. И это в первую очередь историки. Я обычно привожу в пример определение местоположения судна на карте – три пеленга, взятые на разные береговые ориентиры, образуют так называемый треугольник погрешностей – вот истина где-то в нем.

Предлагаю вести наши диалоги вежливо и корректно, с пониманием того, что наше знание вопроса не отражает истину, а является всего лишь одним из мнений. Безапелляционность — не лучшая позиция, чтобы хоть как-то приблизиться к пониманию истины. Это относится и ко мне – я никогда не считаю, что мое мнение является истиной в последней инстанции. Чего и вам искренне желаю.

Честь имею,

Алексей Никулин.

Подписывайтесь на канал и читайте там, где вам удобнее, — в телеграме, Яндекс.Дзене или ВК.

#путешествия

#русский след

#русский мир

#алексей никулин

#моя планета