По старинной литературоведческой традиции многие поколения почитателей Пушкина искренне считали, что женщиной, погубившей его, была Идалия Григорьевна Полетика. Необычное имя этой женщины слишком часто фигурирует в рассуждениях романтических исследователей таинственной истории гибели поэта, в один голос они объявляют её фамм фаталь и приписывают ей ключевую роль в смертельной интриге вокруг поэта.
С позволения моих читателей я попытаюсь изложить свою точку зрения на образ Полетики, основываясь на скудной информации, которая сохранилась о ней в документах. Так сказать, создам её посмертный психологический профайл.
Факт непримиримой, почти физиологической ненависти Полетики к Пушкину неоспорим. Но известен он только с её слов. Бартенев, биограф поэта, удивлённо описывает свою попытку встретиться с Идалией Полетикой в Одессе в конце 80-х годов. Идалия, потерявшая всю семью и состояние, доживала век приживалкой в доме единокровного брата, графа Александра Григорьевича Строганова, первого вечного гражданина Одессы.
Сморщенная сутулая старушка держалась надменно, руки по- мужски держала за согбенной спиной. Она резко отказала Бартеневу в приеме. Возможно этот визит был последней возможностью узнать причину испепеляющей ненависти Идалии к Пушкину. Или к не только к нему?
- Я поеду к памятнику, чтобы плюнуть на него!
Напомню, Бартенев приезжал в Одессу в 1888 году, когда благодарные одесситы устанавливали бюст Пушкина, чьё имя навек вошло в историю прекрасного города у моря.
Со дня смерти Пушкина прошел 51 год. Полвека не остудили ненависть Идалии.
Впрочем, своей ядовитой слюной Полетика собиралась воспользоваться далеко не впервые. Ранее она намеревалась плюнуть на могилу поэта.
С православной точки зрения это невиданное святотатство, о мертвых или хорошо, или...правду. Попытаюсь-ка докопаться до правды о Полетике.
Итак, факт ненависти длиной в целую жизнь налицо. К ужасу историков граф Строганов, переживший сестру на пару лет, незадолго до смерти велел утопить семейные архивы. Семь подвод с бесценными документами, письмами, дневниками, проехав последним путем по улицам Одессы, были сброшены в море.
В отличие от любви, ненависть всегда имеет свои причины. Почему Идалия испытывала животную ненависть к Пушкину? Или к Пушкиным?
Происхождение обязывает. Идалия выросла в доме барона, позже графа Строганова, на положении воспитанницы.
"Господин граф" вместо папеньки и "Мадам" вместо маман. Братья и сестры - графья Строгановы, а Идалия - никто. Да и была ли она дочерью Жюли Дэга, дождавшейся смерти баронессы Анны Строгановой и ставшей наконец законной супругой графа? В своих письмах мадам Жюли или очень осторожна, или очень правдива: она называет Идалию как угодно, но только не своей дочерью, пишет о ней отстранённо, как о чужой милой девушке, не более. Злые от праздности салонные кумушки шушукались - девочку барон прижил от парижской гризетки.
То есть, у Идалии были основания чувствовать себя не только незаконной, но и безродной - одно дело быть незаконной дочерью барона и аристократки, дочери великой поэтессы Дальмейда, совсем иное - быть бастардом барона от портнихи. Судя по поэме Байрона, барон получил отказ лишь однажды от некой графини Юлии, другие красавицы не устояли, а сладострастие графа было всеядено.
Возможно поэтому барон Строганов не узаконил Идалию в правах после женитьбы на мадам Жюли, как это сделал его родственник Иван Загряжский со своей незаконнорождённой дочерью Натальей, получившей даже фрейлинский шифр, всё-таки дочь от любовницы Загряжского Эуфрозинии Ульрики фон Липхарт была чистокровной аристократкой.
Ну что же, зависть к троюродной сестре Наталье Гончаровой, её успехам в обществе, внимание государя больно било по самолюбию - если бы Идалии удалось узаконить факт своего рождения от барона Строганова, она была бы наголову выше сестры по происхождению и не замыкала позорно список приглашённых во дворец. Но при чём тут Пушкин? Не ему Натали была обязана своим успехом в столице.
Итак, чтобы приобрести положение в обществе Идалии оставалось только одно - выйти замуж. Осчастливили Строгановы Идалией Александра Михайловича Полетику, кавалергарда из хорошей семьи. В письмах встречается фраза - вышла за пожилого. Между тем Александру всего 29, да и Идалия по меркам того времени не юна - ей или 23 или 25. Наиболее правдивы данные о рождении из сохранившихся кладбищенских документов одесского христианского кладбища - она родилась в 1805.
Замужество Идалии - отдельная история. Александр Полетика женат на ней вторым браком. Первый брак с Надеждой Масловой был расторгнут ввиду недействительности. В числе современных причин расторжения брака по этому основанию: близкородственный брак, брак без намерения создать семью, брак без расторжения предыдущего брака.... Что случилось, уже никто не знает, но с Надеждой его развели. Это не помешало бывшим супругам остаться близкими друзьями, Александр Полетика был своим человеком в доме Масловой, и возможно вовсе не жена Идалия была для Александра светом в окошке, но излишне самолюбивая Идалия называла его "божьей коровкой", намекая на его невнимание к её похождениям.
Идалия, не отличавшаяся примерным поведением в браке, сделала всё, чтобы отлучить мужа от Надежды Масловой, и вздохнула относительно спокойно лишь после брака Надежды с Павлом Ланским.
Брат Павла, Пётр Ланской, блестящий военный, был любовником Идалии в течение нескольких лет.
Замужество Идалии не удовлетворило её колоссальные амбиции и не вылечило комплексы. По-прежнему фамилия Полетики замыкала списки приглашённых на великосветские приёмы и балы.
Может быть, зависть и неудовлетворённость своим положением заставили её обращать на себя внимание, плетя интригу и выдумывая небылицы? Мадам интрига. По мне так Мадам интрижка.
Современники отмечали её ум, но выше него ставили её злословие. Красота Полетики чрезвычайно сомнительна, её портреты представляют нам женщину с непримечательным лицом, с непримечательной фигурой, она заметно сутулится и выглядит несчастливой и недовольной. Как в сказке Пушкина - она всего лишь невзрачная Чернавка.
Портрет Елены Григорьевны Чертковой так долго считали портретом Полетики, что несколько поколений пушкинистов, очарованные прелестью Елены Григорьевны, дружно называли Полетику дьяволом в ангельском обличье.
Меня ошеломляет эта слепота, ведь сравнить портреты Чертковой и Полетики можно было ещё сто лет назад. Поистине, в каждой истории должна быть красивая картинка. По моему мнению, за ошибку с портретом Чертковой пушкинисты цеплялись, чтобы хоть как-то возместить многие провалы в истории смерти поэта, назначив "дивную красавицу" Полетику главным женским действующим лицом трагедии.
Вопрос: могла бы быть невзрачная Полетика ключевой фигурой в заговоре против Пушкина?
Итак, безродная Чернушка с громадными амбициями за что-то люто ненавидела Пушкина.
Давайте рассмотрим несколько признанных литературоведами причин для столь сильной ненависти.
Пушкин якобы оскорбил Полетику, однажды схватив (или потрогав) её ножку по пути на бал. Дело было в карете, кроме Пушкина и Полетики в салоне была Наталья Николаевна. Это как надо было забыться, чтобы схватить родственницу при жене? Да и как надо было схватить, чтобы вызвать ненависть? Полетика высокой нравственностью не прославилась, и щипок явно не заставил бы её отправиться топиться в ближайшем пруду. Да и женская коленка в ту пору была надёжно спрятана за многочисленными слоями шёлка, кисеи и батиста, потрогать её скабрезно при всём желании было крайне затруднительно, ведь мы далеки от мысли, что Пушкин полез под юбку свояченицы Идалии рядом с сидящей рядом Натали. Какая-то Гаврилиада в исполнении графа Нулина.
В письмах Пушкин с Идалией слегка флиртует - посылая через Натали приветы своячнице, поцелуи намерен передать лично, а не послать по почте. Милое чириканье не вполне целомудренно, но ведь Пушкин общается с опытными замужними дамами и близкими родственницами.
Версия с коленкой меня не впечатляет.
Далее литературоведы хватаются за анекдот со стихотворением, датированным 1 апреля. Якобы Полетику оскорбили красивые строки, которые превращала в унизительную шутку подпись - первое апреля. Да, неприятно даме получить такое. Но ведь Пушкин мог скрыть от посторонних глаз свое искреннее восхищение, поставив датой день шутки. Но злая голова могла вспомнить, что первое апреля не только день смеха, но и день дурака и обидеться.
Но ведь этого стихотворения никто не видел! Оно не сохранилось даже в воспоминаниях очевидцев, а ведь роковое стихотворение якобы было написано в альбом и предназначалось для бесчисленного количества посторонних глаз. Ни строчки, ни темы, ни слова. Мне кажется, это стихотворение, оскорбившее Полетику на всю жизнь, миф.
Я нашла лишь одно стихотворение, под которым стоит дата первое апреля. Этим днём пометил Пушкин восемь строк, начинающихся словами "Есть роза дивная..."
Эти строчки написаны в 1827 году. Пушкин в Москве, часто бывает в салоне Зинаиды Волконской.
Назавтра, на второе апреля, назначены похороны Дмитрия Веневитинова, умершего от жестокой простуды в доме Ланских в Петербурге. Общество обескураженного потерей подающего надежды философа, поэта, красавца и умницы, сгоревшего 21 года от роду.
Княгиня Зинаида осуждается обществом как косвенная виновница смерти юноши, её верного рыцаря. Прекрасная дама на 16 лет старше поклонника, замужем, её сын почти ровесник Дмитрию, но для света эти детали померкли перед безвременной смертью юного поэта.
Скорее всего, Пушкин пишет мадригал в память Веневитинова, к которому был привязан, в ответ на его стихотворение "Три розы". Роза осталась в результате лишь одна и превратилась в неувядаемую. Возможно, это было последней данью молодому Веневитинову? Или комплиментом Волконской? Скорее всего, дата первое апреля под стихотворением была подлинной, ведь апрельские морозы и сегодня удивляют нас своей несвоевременной обыденностью.
Пушкин воспользовался приемом Веневитинова, который написал стихотворение о своем талисмане, почти дословно позаимствовав тему и даже целые фразы у Пушкина, за что получил мягкий упрек от Лермонтова.
Ну и при чем тут Полетика, с которой Пушкин познакомился после женитьбы в 1830 году?
Третья версия содержит намек на нечистоплотность Полетики. Якобы она, пользуясь тем, что сестры Гончаровы оставили её одну, проникла в кабинет Пушкина и прочла заметки к "Пиковой даме", не предназначенные для чужих глаз. В заметках тех Полетика якобы указывалась как прототип княжны Полины.
И что в том обидного? Княжна Полина - своенравная, ветренная, уводит Томского у Лизы и выходит за него замуж. Томский, внук старой графини, завидный наследник, богатый и родовитый. Пушкин Полине польстил, упомянув ее, проходную второстепенную героиню, в последней строчке "Пиковой дамы".
Полина - персонаж лестный для любой девушки. То ли дело Лиза, бедная воспитанница, жертва домашней тирании, вечно виноватая девочка на побегушках в богатом, но чужом доме? Никого не напоминает эта героиня?
Вот уж точно не по этой причине Идалия ненавидела Пушкина.
Итак, как говорил ведущий советский пушкинист Щёголев, истинных причин ненависти Полетики к Пушкину мы не узнаем.
Но из сказанного получается, что известные причины ненависти Полетики к Пушкину до крайности неубедительны.
И я делаю вывод, что Полетика искусственно культивировала тему своей ненависти к Пушкину - если знать амбиции Полетики, она изо всех сил хотела быть как можно заметнее, будучи фигурой весьма посредственной. Ни ума, ни красоты, одни комплексы и болезненные амбиции - в этом вся эта несчастная женщина.
Не зря ни один близкий к Пушкину человек сразу после дуэли и смерти Пушкина ни разу не упоминает имени Полетики. Ее значение в этой истории было ничтожно или сильно преувеличено, причем, судя по всему, ей самой.
Значит, Полетика вовсе не была роковой женщиной в судьбе поэта, как ей этого очень хотелось. Самопиар Полетики произвел впечатление на поколения очарованных чужим портретом пушкинистов.
И опять моему удивлению нет предела - учёные опять не видят очевидного. Спустя годы император Александр Второй прямо называет имя погубившей Пушкина, и разумеется это не ничтожная жена отставного генерала и незаконная дочь графа Строганова, а совсем иная, могущественная и умная женщина.
1 апреля