Легендарный реаконтроль про Древний Египет.
Игра вошла в мой топ и сразу попала на первое место, несмотря на то, что я недолюбливал Древний Египет. На мой взгляд, игра утратила внимание в русскоязычном сообществе. Да, когда она вышла ее хвалили, но времени с тех пор прошло не мало, тираж закончился и сейчас у локализатора, разве что допы можно приобрести. Не знаю, разрешат ли Краудам выпустить еще один старый тираж, да и захотят ли они сами.
Кемет + Та-Сети / Kemet + Ta-Seti
От Кемета не очень удачно отделили черную пирамиду, поэтому для меня Кемет, это Кемет с допом Та-Сети (хотя сам путь в Та-Сети мы не используем).
В новом издании в базе сразу идут все 4 пирамиды.
В игре вы становитесь египетским божеством, которое управляет своими народами. Игра четко заточена на сражения, и самые ценные победные очки дают за победу в битвах. Но да, тут можно поиграть и в экономику.
У каждого бога будет планшет с доступными действиями 3-х уровней и фишки действий. Сделали действие — закрыли фишечкой. Обязательно закрыть как минимум по одной ячейке на каждом уровне. Так все по очереди делают по одному действию. Когда все сделали свои 5 действий, начинаются фазы ночи/рассвета и наступает новый раунд.
Основная валюта игры — очки молитвы, они же анкхи. За анкхи вы сможете покупать улучшения, призывать новых воинов и телепортироваться. Пополняются анкхи посредствам молитв. Всё логично.
Т.к. эта игра на контроль территорий тут неизбежно происходит их захват и передел. Самые ценные единицы территорий — храмы. Они приносят временные победные очки, как только вы начинаете контролировать храм. И в фазу ночи — очки молитвы. В случае контроля двух обычных храмов в фазу ночи — постоянное победное очко.
Если вы ранним солнечным днем прогуливаетесь по древнему Египту со своей армией и у вас на пути встречается чужая армия, в тот же момент все вокруг останавливается и начинается сражение.
В сражении 2 скрытых механизма влияния на исход битвы. Базово считается сила ваших юнитов и сопровождающего войско существа. После этого вы втайне выбираете одну из 8 карт (в базе 6) и еще одну сбрасываете + подкладываете карты божественного вмешательства. Соперник делает тоже самое и после вскрытия считается исход битвы.
Набор карт битвы у всех одинаковый, но каждая карта в единственном экземпляре и пока вы не прокрутите всю колоду — вы не сможете использовать их еще раз. Карты сражения могут добавить к вашей силе от 1 до 5 атаки. Еще можно докинуть карты божественного вмешательства, приходящие как минимум по одной к вам в руку в фазу ночи. С их помощью тоже можно накинуть эффекты или отменить битву. В общем, примерно так тут проходят сражения.
Отдельно существует урон в виде значка крови, он тоже есть на картах и на тайлах улучшений. Можно выиграть битву, но потерять войско и через ход соперник опять на вас нападет, если вы не принесете свою армию в жертву богам. Такое решение дает огромный простор для стратегических маневров.
Почему Кемет?
Почему я отдаю предпочтение Кемету среди прочих шумных и известных Ареа, многие из которых я тоже очень люблю, просто они доставляют меньше 🙂.
1.Тайлы
Да, многие любят сразу задвигать про асимметрию, но это следствие. Основной двигатель игры — тайлы улучшений, именно из-за них игра такая, как она есть. Есть огромное количество игр, где вы со старта асимметричны — что досталось, с тем и живем. Здесь же асимметрия выстраивается последовательно.
Итак у вас 80 тайлов, разделенные по 20 на 4 пирамиды:
Белая — пирамида экономики, позволяет улучшать экономический движок разными способами.
Синяя пирамида — пирамида защиты. Много улучшений, усиливающих вашу позицию в защите и делающих вас менее вкусным для всяких негодяев.
Красная пирамида — пирамида войны. Здесь все самое жесткое, хотите стать сильным и бить больно — вам сюда.
Черная пирамида — некий микс между всеми пирамидами. Много тайлов с золотой фишкой доп. действия и много ситуационных вещей.
Этот огромный супермаркет тайлов шикарен. Каждый тайл самодостаточен и когда вы его покупаете вы понимаете, как вы его будете использовать. Никто в Кемете не закупается просто так (за исключением первых партий).
Невероятное разнообразие тайлов, которые выбираете вы.
Ни рандом, ни драфт, а именно осознанная покупка.
Покупать можно после постройки пирамиды соответствующего уровня, со старта будет доступно либо три пирамиды с 1-м уровнем, либо две пирамиды с 1-м и 2-м уровнем.
2. Асимметрия
Пункт следует из предыдущего. За счет покупаемых тайлов вы получаете уникальное развитие вашего народа/бога. По всем законам драматургии за развитием персонажа всегда интересно наблюдать, а решать самому что и как менять — интересно вдвойне.
А что что если попробовать вот эти тайлы взять вместе, смогу ли я победить?
3. Нелинейность игры
В Кемете нету линейных стратегий выигрыша, вам всегда нужно балансировать и искать уникальный путь. Противник усилился так - ищем контрмеру. Этот тайл забрали, значит берём контртайл, а может быть нужно прихватить чужую пирамиду, чтобы там закупиться и лететь в дальний храм и приносить в жертву своих воинов...
Здесь хочется вспомнить войны Ктулху, где для каждого древнего вы имеете одну условную стратегию, которую вам диктуют ваши гримуары. Было бы очень любопытно сыграть в войны Ктулху, где все гримуары можно покупать с общего рынка.
4. Много шансов на камбек
Ваши армии могут разгромить в пыль, но в следующем раунде вы будете стоять у порога храмов противника со свежим мясом, готовые к битве. Крайне редки партии, когда кто-то проигрывает в 0, потому что где-то чуть ошибся с выбором. Вообще, как только вы начинаете отставать, противники теряют к вам интерес и это отличный шанс на камбек.
5. Отличный баланс
Игра прекрасно сбалансирована. Здесь нельзя стать непобедимым. Даже простая армия без существ и улучшений может навалять или сделать больно. Нельзя скупить все и быстро, и это позволяет вам легко реагировать на прокачку противника.
6. Длина партии
Длина партии в 1,5-2 часа. Это и не слишком долго и достаточно, чтобы получить ощущение, что вы хорошенько поиграли. Не многие игры такого масштаба могут этим похвастаться.
Тут хочется вспомнить, тройку эреаконтролей Кемет-Киклады-Иниш от Matagot их почему-то некоторое время назад было принято сравнивать именно в таком составе, . Хотя все 3 игры очень отличаются.
Вот что я по этому поводу думаю:
Кемет — это именно сражение, а не майндгеймс
Кемет это веселое рубилово, здесь нет вот этих игр разума как в Иниш. Иниш - отличная игра, которая работает кардинально иначе и она скорее про хитрость, гибкость в моменте, неожиданный гамбит. Вообще не про сражения. А вот эти вот прыгания в цитадели и обратно так себе сражение. В Инише всё меняется каждый раунд по нескольку раз. Только что контролировал территорию и тут же потерял контроль. Иниш может заставить перетягивать канат очень долго. Но затянувшиеся перетягивания многих утомляют.
Кемет — быстрая игра
И здесь вспомню Киклады. Очень красивый контроль территорий, с классными миньками. Примерно такими же как в Кемете, но менее детализированными. Общая динамика в Кикладах совершенно иная. В игре с кучей миниатюр, крутыми существами битв проходит всего ничего. А если у вас нет допов — то их произойдет ±2, а может и не случиться вовсе.
В Кемете же вы деретесь постоянно. Не бывает игры без битв.
Кстати, есть кроссовер, позволяющий добавлять монстров из Киклад в Кемет и наоборот.
Из минусов
Минатюры
Миньки достойные. Но, будь они как в Blood Rage, было бы более эпично и современно. Да, кто-то не любит оверпродакшн, но посмотрите на Анкх, выглядит шикарно, по игровому процессу это совсем другая игра, конечно. Но миниатюры — пушка.
🤨 Конфликт
Есть много игроков, которые не переваривают конфликт. Захватили храм и всё, это мое — не трогайте меня. С такими людьми не стоит садиться за Кемет.
🤨 80 тайлов
Чтобы играть в игру нужно, как минимум, иметь представление что делает каждый тайл, которых тут много. Поэтому пол часа рассказа о свойствах тайлов новичкам вам обеспечены.
🤨 Размеры игры
Игра очень требовательна к месту и требует достаточно большой стол для комфортной игры. Но большинство серьезных игры соседей тоже этим грешат.
Недавно обсуждали с Алёной Мироновой, что у ее друзей после 100 партий немного поугасли чувства к Кемету: в процессе партии появляются 2 лидера, и если вы не среди них — лучше не мешать, чтобы не было кингмейкинга. Но я такого пока ни разу не встречал.
Более того, вот противоположный пример: в одной из запомнившихся мне партий я просидел у человека в городе практически 2 раунда, закупаясь в его пирамидах и разнося войско. Но он умудрился к концу игры набрать 12 очков, когда у меня получилось набрать 13, сделай я одно неверное действие и он бы выиграл.
Лучший состав
Лучший состав для Кемета — 4-5 игроков. Игра меньшим составом работает хуже. Я не играл много на 3-х, но с одним из товарищей мы играли с пяток раз в дуэль и это было нормально.
Нужны ли правила 1.5?
На мой взгляд — да. Правила 1.5 улучшили игру. Там пофиксили некоторые провисоны. Например,
- убрали возможно прыгать по обелискам и оставлять там по 1 воину
- уменьшили количество анкхов при принесении войска в жертву
- добавили некоторым тайлам мгновенный эффект при покупке
и др.
Отдельное спасибо CrowdGames за то что перевели апдейт, хотя могил этого и не делать.
Что по поводу новой версии?
Игру перевыпустили в новом более современном дизайне. Старый мне был ближе. Но на перспективу — это отлично, ведь с 2012 года ожидания и требования к играм у игроков уже сильно изменились и будут меняться.
Вживую пока не видел. Правила там еще больше поменяли и теперь это Кемет 2.0. Стало ли лучше — не знаю.
Я посмотрел изменения и многие тайлы поменяли очень сильно, не поиграв десяток партий очень сложно описатьотличия. В Кемете на многих тайлах люди базировали свою стратегию и изменение их принципов работы настолько — сильно изменит игровой опыт. Но не думаю что это поломает игру, максимум сделает ее другой, а старики будут ворчать: «Вот здесь, был такой тайл…он иначе работал, вот я бы вам с ним понадавал..»
Зато там теперь есть органайзер для тайлов 🙂, которого действительно не хватало.
На канале уже вышло сравнение старой и новой версии.
Если вы любите эпичные замесы — попробуйте эту игру.
Она шикарна.