Найти тему

Настольная игра с настоящей зарубой на поле - Кемет / Kemet

Оглавление

Легендарный реаконтроль про Древний Египет.

Игра вошла в мой топ и сразу попала на первое место, несмотря на то, что я недолюбливал Древний Египет. На мой взгляд, игра утратила внимание в русскоязычном сообществе. Да, когда она вышла ее хвалили, но времени с тех пор прошло не мало, тираж закончился и сейчас у локализатора, разве что допы можно приобрести. Не знаю, разрешат ли Краудам выпустить еще один старый тираж, да и захотят ли они сами.

 Кемет + Та-Сети / Kemet + Ta-Seti
Кемет + Та-Сети / Kemet + Ta-Seti

Кемет + Та-Сети / Kemet + Ta-Seti

От Кемета не очень удачно отделили черную пирамиду, поэтому для меня Кемет, это Кемет с допом Та-Сети (хотя сам путь в Та-Сети мы не используем).

В новом издании в базе сразу идут все 4 пирамиды.

В игре вы становитесь египетским божеством, которое управляет своими народами. Игра четко заточена на сражения, и самые ценные победные очки дают за победу в битвах. Но да, тут можно поиграть и в экономику.

Планшеты игроков
Планшеты игроков

У каждого бога будет планшет с доступными действиями 3-х уровней и фишки действий. Сделали действие — закрыли фишечкой. Обязательно закрыть как минимум по одной ячейке на каждом уровне. Так все по очереди делают по одному действию. Когда все сделали свои 5 действий, начинаются фазы ночи/рассвета и наступает новый раунд.

Основная валюта игры — очки молитвы, они же анкхи. За анкхи вы сможете покупать улучшения, призывать новых воинов и телепортироваться. Пополняются анкхи посредствам молитв. Всё логично.

Т.к. эта игра на контроль территорий тут неизбежно происходит их захват и передел. Самые ценные единицы территорий — храмы. Они приносят временные победные очки, как только вы начинаете контролировать храм. И в фазу ночи — очки молитвы. В случае контроля двух обычных храмов в фазу ночи — постоянное победное очко.

Сражение в храме. Как видно по значку на нем — в фазу ночи этот храм принесет 2 очка молитвы.
Сражение в храме. Как видно по значку на нем — в фазу ночи этот храм принесет 2 очка молитвы.

Если вы ранним солнечным днем прогуливаетесь по древнему Египту со своей армией и у вас на пути встречается чужая армия, в тот же момент все вокруг останавливается и начинается сражение.

В сражении 2 скрытых механизма влияния на исход битвы. Базово считается сила ваших юнитов и сопровождающего войско существа. После этого вы втайне выбираете одну из 8 карт (в базе 6) и еще одну сбрасываете + подкладываете карты божественного вмешательства. Соперник делает тоже самое и после вскрытия считается исход битвы.

Набор карт битвы у всех одинаковый, но каждая карта в единственном экземпляре и пока вы не прокрутите всю колоду — вы не сможете использовать их еще раз. Карты сражения могут добавить к вашей силе от 1 до 5 атаки. Еще можно докинуть карты божественного вмешательства, приходящие как минимум по одной к вам в руку в фазу ночи. С их помощью тоже можно накинуть эффекты или отменить битву. В общем, примерно так тут проходят сражения.

Отдельно существует урон в виде значка крови, он тоже есть на картах и на тайлах улучшений. Можно выиграть битву, но потерять войско и через ход соперник опять на вас нападет, если вы не принесете свою армию в жертву богам. Такое решение дает огромный простор для стратегических маневров.

Карты сражения
Карты сражения

Почему Кемет?

Почему я отдаю предпочтение Кемету среди прочих шумных и известных Ареа, многие из которых я тоже очень люблю, просто они доставляют меньше 🙂.

1.Тайлы

Да, многие любят сразу задвигать про асимметрию, но это следствие. Основной двигатель игры — тайлы улучшений, именно из-за них игра такая, как она есть. Есть огромное количество игр, где вы со старта асимметричны — что досталось, с тем и живем. Здесь же асимметрия выстраивается последовательно.

Итак у вас 80 тайлов, разделенные по 20 на 4 пирамиды:

Белая — пирамида экономики, позволяет улучшать экономический движок разными способами.

Синяя пирамида — пирамида защиты. Много улучшений, усиливающих вашу позицию в защите и делающих вас менее вкусным для всяких негодяев.

Красная пирамида — пирамида войны. Здесь все самое жесткое, хотите стать сильным и бить больно — вам сюда.

Черная пирамида — некий микс между всеми пирамидами. Много тайлов с золотой фишкой доп. действия и много ситуационных вещей.

4 цвета пирамид. Значение вверху — определяет уровень пирамиды
4 цвета пирамид. Значение вверху — определяет уровень пирамиды

Этот огромный супермаркет тайлов шикарен. Каждый тайл самодостаточен и когда вы его покупаете вы понимаете, как вы его будете использовать. Никто в Кемете не закупается просто так (за исключением первых партий).

Невероятное разнообразие тайлов, которые выбираете вы.

Ни рандом, ни драфт, а именно осознанная покупка.

Тайлы улучшений
Тайлы улучшений

Покупать можно после постройки пирамиды соответствующего уровня, со старта будет доступно либо три пирамиды с 1-м уровнем, либо две пирамиды с 1-м и 2-м уровнем.

2. Асимметрия

Пункт следует из предыдущего. За счет покупаемых тайлов вы получаете уникальное развитие вашего народа/бога. По всем законам драматургии за развитием персонажа всегда интересно наблюдать, а решать самому что и как менять — интересно вдвойне.

А что что если попробовать вот эти тайлы взять вместе, смогу ли я победить?

Вот выглядит поле с тайлами
Вот выглядит поле с тайлами

3. Нелинейность игры

В Кемете нету линейных стратегий выигрыша, вам всегда нужно балансировать и искать уникальный путь. Противник усилился так - ищем контрмеру. Этот тайл забрали, значит берём контртайл, а может быть нужно прихватить чужую пирамиду, чтобы там закупиться и лететь в дальний храм и приносить в жертву своих воинов...

Здесь хочется вспомнить войны Ктулху, где для каждого древнего вы имеете одну условную стратегию, которую вам диктуют ваши гримуары. Было бы очень любопытно сыграть в войны Ктулху, где все гримуары можно покупать с общего рынка.

Стартовая диспозиция
Стартовая диспозиция

4. Много шансов на камбек

Ваши армии могут разгромить в пыль, но в следующем раунде вы будете стоять у порога храмов противника со свежим мясом, готовые к битве. Крайне редки партии, когда кто-то проигрывает в 0, потому что где-то чуть ошибся с выбором. Вообще, как только вы начинаете отставать, противники теряют к вам интерес и это отличный шанс на камбек.

Пожирательница, очень крутое существо из черной пирамиды, которое при правильном подходе позволяет быстро набрать победные очки.
Пожирательница, очень крутое существо из черной пирамиды, которое при правильном подходе позволяет быстро набрать победные очки.

5. Отличный баланс

Игра прекрасно сбалансирована. Здесь нельзя стать непобедимым. Даже простая армия без существ и улучшений может навалять или сделать больно. Нельзя скупить все и быстро, и это позволяет вам легко реагировать на прокачку противника.

6. Длина партии

Длина партии в 1,5-2 часа. Это и не слишком долго и достаточно, чтобы получить ощущение, что вы хорошенько поиграли. Не многие игры такого масштаба могут этим похвастаться.

-10

Тут хочется вспомнить, тройку эреаконтролей Кемет-Киклады-Иниш от Matagot их почему-то некоторое время назад было принято сравнивать именно в таком составе, . Хотя все 3 игры очень отличаются.

Вот что я по этому поводу думаю:

Кемет — это именно сражение, а не майндгеймс

Кемет это веселое рубилово, здесь нет вот этих игр разума как в Иниш. Иниш - отличная игра, которая работает кардинально иначе и она скорее про хитрость, гибкость в моменте, неожиданный гамбит. Вообще не про сражения. А вот эти вот прыгания в цитадели и обратно так себе сражение. В Инише всё меняется каждый раунд по нескольку раз. Только что контролировал территорию и тут же потерял контроль. Иниш может заставить перетягивать канат очень долго. Но затянувшиеся перетягивания многих утомляют.

-11

Кемет — быстрая игра

И здесь вспомню Киклады. Очень красивый контроль территорий, с классными миньками. Примерно такими же как в Кемете, но менее детализированными. Общая динамика в Кикладах совершенно иная. В игре с кучей миниатюр, крутыми существами битв проходит всего ничего. А если у вас нет допов — то их произойдет ±2, а может и не случиться вовсе.

В Кемете же вы деретесь постоянно. Не бывает игры без битв.

Кстати, есть кроссовер, позволяющий добавлять монстров из Киклад в Кемет и наоборот.

Так выглядит кроссовер. фото: tesera.ru
Так выглядит кроссовер. фото: tesera.ru

Из минусов

Минатюры

Миньки достойные. Но, будь они как в Blood Rage, было бы более эпично и современно. Да, кто-то не любит оверпродакшн, но посмотрите на Анкх, выглядит шикарно, по игровому процессу это совсем другая игра, конечно. Но миниатюры — пушка.

🤨 Конфликт

Есть много игроков, которые не переваривают конфликт. Захватили храм и всё, это мое — не трогайте меня. С такими людьми не стоит садиться за Кемет.

🤨 80 тайлов

Чтобы играть в игру нужно, как минимум, иметь представление что делает каждый тайл, которых тут много. Поэтому пол часа рассказа о свойствах тайлов новичкам вам обеспечены.

🤨 Размеры игры

Игра очень требовательна к месту и требует достаточно большой стол для комфортной игры. Но большинство серьезных игры соседей тоже этим грешат.

Недавно обсуждали с Алёной Мироновой, что у ее друзей после 100 партий немного поугасли чувства к Кемету: в процессе партии появляются 2 лидера, и если вы не среди них — лучше не мешать, чтобы не было кингмейкинга. Но я такого пока ни разу не встречал.

Более того, вот противоположный пример: в одной из запомнившихся мне партий я просидел у человека в городе практически 2 раунда, закупаясь в его пирамидах и разнося войско. Но он умудрился к концу игры набрать 12 очков, когда у меня получилось набрать 13, сделай я одно неверное действие и он бы выиграл.

-13

Лучший состав

Лучший состав для Кемета — 4-5 игроков. Игра меньшим составом работает хуже. Я не играл много на 3-х, но с одним из товарищей мы играли с пяток раз в дуэль и это было нормально.

Нужны ли правила 1.5?

На мой взгляд — да. Правила 1.5 улучшили игру. Там пофиксили некоторые провисоны. Например,

  • убрали возможно прыгать по обелискам и оставлять там по 1 воину
  • уменьшили количество анкхов при принесении войска в жертву
  • добавили некоторым тайлам мгновенный эффект при покупке

и др.

Отдельное спасибо CrowdGames за то что перевели апдейт, хотя могил этого и не делать.

-14

Что по поводу новой версии?

Игру перевыпустили в новом более современном дизайне. Старый мне был ближе. Но на перспективу — это отлично, ведь с 2012 года ожидания и требования к играм у игроков уже сильно изменились и будут меняться.

Вживую пока не видел. Правила там еще больше поменяли и теперь это Кемет 2.0. Стало ли лучше — не знаю.

Новый Кемет
Новый Кемет

Я посмотрел изменения и многие тайлы поменяли очень сильно, не поиграв десяток партий очень сложно описатьотличия. В Кемете на многих тайлах люди базировали свою стратегию и изменение их принципов работы настолько — сильно изменит игровой опыт. Но не думаю что это поломает игру, максимум сделает ее другой, а старики будут ворчать: «Вот здесь, был такой тайл…он иначе работал, вот я бы вам с ним понадавал..»

Зато там теперь есть органайзер для тайлов 🙂, которого действительно не хватало.

На канале уже вышло сравнение старой и новой версии.

Тот самый органайзер
Тот самый органайзер

Если вы любите эпичные замесы — попробуйте эту игру.

Она шикарна.