Найти тему
Лавка старины

Антонио Канова — мастер, превращавший мрамор в легкость и изящество

Оглавление

Антонио Канова — итальянский скульптор, воплотивший в мраморе лёгкие и изящные фигуры, стилизованные под античность. Он признан своими современниками лучшим мастером своего дела того времени.

Автопортрет итальянского мастера. Источник: artandcrafter.com
Автопортрет итальянского мастера. Источник: artandcrafter.com

Рождение таланта

Антонио родился в семье потомственных каменотесов в 1757 году. Его отец и дед с детства начали передавать ему свои знания в сфере черчения, рисования, дизайна и архитектуры. Ещё подростком он создавал такие шедевры в камне, что богатые заказчики становились в очередь за его работами. Одним из них был его будущий покровитель Джованни Фалиеро, заказавший ему скульптурную композицию Орфей и Эвридика.

Антонио Канова, гравюра с акватинтой, 19 век, Луиджи Радос по мотивам Роберто Фокози. Источник: walmart.com
Антонио Канова, гравюра с акватинтой, 19 век, Луиджи Радос по мотивам Роберто Фокози. Источник: walmart.com

В 23 года Антонио записался в подмастерья к знаменитому ваятелю Джузеппе Бернарди, а позже прошел обучение у Джованни Феррари в Академии изящных искусств в Венеции. Множество заказов для религиозных учреждений, выполненных во времена учебы, были высоко оценены различными наградами.

Весталка, около 1819–23 гг. Источник: metmuseum.org
Весталка, около 1819–23 гг. Источник: metmuseum.org

Свободное творчество

Выполняя скульптуры для именитых людей того времени, например, «Дедал и Икар» для прокуратора Венеции, Канова стал известен далеко за пределами своей страны. К нему обращались папа Пий VII и Наполеон Бонапарт. В 1802 году Папа Римский присвоил ему статус смотрителя своих владений. Французский император и члены его семьи нашли свое воплощение в мраморе, самой известной работой стала скульптура сестры императора Полины Боргезе.

Скульптура «Дедал  и Икар». Источник: art.com
Скульптура «Дедал и Икар». Источник: art.com

Поражение Наполеона в 1812 году и его дальнейшее низложение послужило возможностью для скульптора вернуть вывезенные произведения искусства на родину. За это он удостоился высоких званий и почестей от Папы Римского, но попав в немилость к его окружению был вынужден вернуться домой в Поссаньо. Там он и умер спустя несколько лет. Ценителями его искусства был организован сбор средств и его ученики создали последний памятник по эскизу своего учителя: женская фигура с урной в руках, где и упокоилось сердце великого ваятеля.

Надгробие Антонио Кановы. Источник: images.search.yahoo.com
Надгробие Антонио Кановы. Источник: images.search.yahoo.com

Культурное наследие

Оригинальные работы мастера и их репродукции можно найти в крупнейших музеях мира: Лувр выставляет скульптуру «Амур и Психея», в Эрмитаже можно увидеть «Три грации» и «Кающуюся Марию Магдалину», которая является последним произведением и считается лучшим из того, что он сотворил. Множество его произведений доступны ценителям прекрасного посредством сети Интернет. Среди них «Аполлон, венчающий себя», «Тесей и Минотавр» и многие другие.

Скульптура «Кающаяся Мария Магдалина». Источник: madrerussia.com
Скульптура «Кающаяся Мария Магдалина». Источник: madrerussia.com

Одно из самых известных творений Антонио Кановы скульптура «Амур и Психея». Существует два оригинала творения. Наиболее известна композиция, на которой Психея, разбуженная поцелуем Амура, протягивает к нему руки. Для второй скульптуры послужила основой римская реплика с греческой скульптуры: Амур, обняв возлюбленную и положив голову ей на плечо, рассматривает с ней бабочку, что обозначает мимолетность всего сущего. Композиция размещена на высоком постаменте, обрамленном цветами. При этом была предусмотрена возможность вращения верхней части, но эта возможность была заблокирована для безопасности. Работу считают более совершенной, чем оригинал.

Скульптура «Амур и Психея» в парижском Лувре. Источник: wikipedia.org
Скульптура «Амур и Психея» в парижском Лувре. Источник: wikipedia.org

Оригиналы и реплики

Обе, указанные выше работы, были изготовлены по заказу одного из придворных Наполеона для украшения его загородного дома. В 1824 году, став императорской собственностью, композиции переехали в Лувр.

Совершенство произведений Кановы повлекло создание множества копий, так как крупнейшие музеи мира захотели иметь их в своей экспозиции. Копии обеих скульптур представлены в Государственном музее Санкт-Петербурга. Одна из них была частью коллекции князя Юсупова, а после революции размещена в Эрмитаже. Вторая была приобретена для музея Александром I у наследников супруги Наполеона. Также там можно найти табакерку с рельефным изображением влюбленных.

Антонио Канова и Генри Трэшем в мастерской с гипсовой моделью «Амура и Психеи», Хью Гамильтон, ок. 1788—1791 гг.  Источник: wikipedia.org
Антонио Канова и Генри Трэшем в мастерской с гипсовой моделью «Амура и Психеи», Хью Гамильтон, ок. 1788—1791 гг. Источник: wikipedia.org

Даже гипсовые модели, созданные мастером для воссоздания в мраморе, бережно сохраняются, в том числе в музее Метрополитен (Нью-Йорк). Что интересно, на ней присутствуют следы металлических гвоздей, которые помогали скульптору переносить габариты на камень.

Психея, почитаемая народом. Источник: spenceralley.blogspot.com
Психея, почитаемая народом. Источник: spenceralley.blogspot.com

Мифология

История гласит, что было у царя три дочери, одна из которых отличалась такой изумительной красотой, что многие приезжали из других стран, только чтобы полюбоваться ею. Народ верил, что перед ними сама Афродита — Богиня красоты (в греческой мифологии, в римской — Венера). Мучимая завистью, Афродита разозлилась на людей и приказала своему сыну Эроту (Амуру) влюбить ее в самого мерзкого из живущих. При этом девушка была крайне несчастна, ее никто не любил и не звал замуж. Царь пошел за советом к оракулу и тот приказал облечь ее в погребальные одежды и отвести на скалу для брака с чудовищем. Так и было сделано.

Сестры Психеи дарят ей лампу и кинжал. Источник: allposters.com
Сестры Психеи дарят ей лампу и кинжал. Источник: allposters.com

Но волшебным образом девушка оказалась в чудесном дворце, ее супругом стал тот, кого она не могла увидеть, но дала ему слово не пытаться узнать кто он. Сестры начали нашептывать ей что ее муж опасное чудовище и убедили ее подстеречь мужа, пока тот спит и убить его. Мучимая любопытством Психея разожгла светильник и стала рассматривать супруга, им оказался красавец Эрот. Залюбовавшись, она не заметила, как кипящее масло упало ему на плечо. Проснувшись, он оскорбился ее предательством и улетел, а Психея в отчаянии бросилась его искать по всей земле.

Психея, обнаруживающая спящего Эрота. Источник: spenceralley.blogspot.com
Психея, обнаруживающая спящего Эрота. Источник: spenceralley.blogspot.com

Преклонившись перед его матерью Афродитой, она навлекла на себя множество испытаний. Пройдя их все с успехом и добившись прощения возлюбленного, она стала его женой. А вероломные сестры сбросились со скалы и погибли. Рожденная от брака Амура и Психеи дочь Волупия стала богиней удовольствия и веселья.

Если вам понравилась публикация, пожалуйста, поддержите ее лайком, оставьте комментарий и подписывайтесь на наш канал!
Спасибо!