Найти тему
Новый учитель

Дисциплина на уроке: как эффективно управлять поведением учащихся?

Оглавление

Часто у молодых учителей понятие «дисциплина» ассоциируется с авторитарным стилем преподавания и наказаниями за нежелательное поведение, что, естественно, противоречит гуманистическому подходу в образовании. Тогда они не устанавливают в классе систему правил и последствий, надеясь, что все и так будет хорошо. По прошествии времени такой учитель обязательно заметит рост количества нарушений поведения в классе, что напрямую влияет на продуктивную работу учеников на уроке. В этом материале мы расскажем о том, как учителю быть безопасным и ответственным взрослым, расширять образовательные возможности учеников, эффективно управляя дисциплиной в классе, и, конечно, оставаться при этом приверженцем гуманистического подхода.

Система правил и последствий.

В обществе есть определенные правила, которые помогают людям комфортно находиться рядом друг с другом. Это же актуально и для школы, ведь внутри одного класса учатся дети из семей, в которых правила и порядки могут значительно отличаться. Задача учителя — создать безопасную среду, где разные ученики получают равные образовательные возможности. Система правил и последствий — один из способов этого добиться. По сути, это несколько правил, действующих в классе, и последствия для тех, кто их нарушает.

Какие плюсы есть у этой системы?

+ Она дает возможность ученикам понять, какое именно поведение вы от них ожидаете. Взрослые часто думают, что детям и так понятно, как вести себя в школе, однако такая непроговоренность может стать причиной повторяющихся нарушений дисциплины. Система правил и последствий очерчивает поле приемлемого и ожидаемого поведения в конкретном классе.

+ Правила и последствия существуют вне личности учителя и его/ее эмоций, а, значит, дают учителю возможность работать с нарушениями с профессиональной позиции: не просить и требовать соблюдать правила, а отмечать нарушения и предупреждать о последствиях. Выполнять правила или нет — выбор ученика.

+ Такая система учит детей саморегуляции, потому что позволяет учителю постепенно передавать ответственность за поведение учеников им самим. Изначально дети не умеют управлять своим поведением, поэтому наша задача — обучать их этому и давать обратную связь.

-2

Рекомендации по установлению правил:

  1. Правил должно быть несколько, оптимальное количество — от трех до пяти. Меньше трех правил — не дадут возможности охватить существенные области поведения в классе. Более пяти правил — слишком много и сложно, ученики могут запутаться.
  2. Правила должны быть сформулированы через глаголы (действия), а не существительные. Используйте наблюдаемые глаголы. Пример: правило «Уважение друг к другу». Сначала имя существительное мы меняем на глагол: «Уважаем друг друга». Это внутреннее ощущение, и мы не можем четко отследить, соблюдает ли ученик правило. Лучшим вариантом здесь будет выразить понятие уважения через внешние проявления. Например: «Говорим и действуем уважительно».
  3. В правилах мы указываем, что делать, а не то, что нельзя делать.
  4. Правила должны быть лаконичными, краткими и понятными. Так их будет легко запомнить и учителю, и ученикам. Важно возвращаться к правилам не только тогда, когда кто-то их нарушил, но также отмечать и благодарить тех, кто их соблюдает.

Рекомендации по формулированию последствий:

  1. Последствия должны быть сформулированы для каждого правила и направлены на изменение поведения. Главное отличие последствия от наказания состоит в том, что последствие работает над причинами и изменением поведения ребенка (наказание может быть не связано ни с тем, ни с другим).
  2. Последствия должны быть нежелательными для учеников, но соизмеримыми с проступком.
  3. Последствия могут быть отложенными по времени, но ненадолго: в конце урока, после уроков, на ближайшем классном часу.
  4. Последствия не должны ущемлять фундаментальных прав личности.

Разберем разницу между наказанием и последствием. Например, ученик неоднократно нарушает правило «Говорим и действуем уважительно». Учитель оставляет ученика после урока. Наказание: учитель дает ребенку задание решить еще две задачи из учебника. Последствие: ученик должен ответить письменно (или устно в диалоге с учителем) на вопросы в рефлексивном листе (какое правило и как именно я нарушил, почему я это сделал, как мне исправить ситуацию, как мой учитель может мне в этом помочь).

-3

Позитивное управление поведением.

Позитивное подкрепление поведения — это моменты, когда мы отмечаем то поведение, которое нам необходимо, и благодарим отдельных учеников или весь класс за соблюдение правил. Так мы формируем культуру общения в классе.

Учителю важно помнить, что хорошее поведение учеников на уроке — это наши ожидания, а не норма. Самое важное, что может сделать учитель в управлении поведением, — сместить фокус с негативного управления на позитивное, с замечаний на похвалу. Например, выразить благодарность классу за быстрое начало урока: «Спасибо за то, что уже через 30 секунд после звонка вы готовы начать занятие. Это поможет нам больше успеть на уроке».

Список литературы:

  1. Bill Rogers «You know the fair rule»
  2. Sue Cowley «Getting the buggers to behave»

Узнать больше о программе «Учитель для России».

#учитель #школа #учеба #образование #школьное образование