(2009, США)
Случайно или нет постеры "Острова проклятых" напоминают постеры другого триллера Мартина Скорецезе - "Мыса страха" (1991)? И там, и там был сделан суровый коллаж из непогоды, моря, ночи и взятого крупным планом, лица главного героя, смотрящего на нас из мрака не на шутку озабоченным взором. Ну и "морские" названия у обеих картин опять-таки. Разве только "Мыс" был менее пасмурным, чем "Остров", где нам почти не показывают солнца, да и их истории совсем не похожи. Общее у них только одно: спустя 18 лет Скорцезе решил вернуться к теме маньяков-убийц, которых он не слишком жалует, судя по тому, как редко он о них вспоминает. Но которые тем не менее принесли ему коммерческий и творческий успех как в начале 90-х, так и в конце 2000-х.
После того, как Скорцезе снял Ди Каприо в трёх своих картинах подряд ("Банды Нью-Йорка", "Авиатор", "Отступники"), никого не удивило, когда тот нарисовался у него в четвертый раз. И в третий раз - в роли эмоционально неуравновешенного героя на грани нервного срыва. Доселе лишь в "Бандах" Лёня играл у Скорцезе уверенного в себе парня с не дрожащими руками и ещё не расшатанной психикой. Но потом Мартину так понравилось вить из него на съемочной площадке верёвки, что к 2009 году это вошло у них в традицию. Тем более, что, похоже, ДиКаприо и самому это понравилось. По крайней мере, играя затем у других режиссёров, он демонстрировал не меньшую экспрессию и самоотдачу.
В "Острове проклятых" мы наблюдаем ту же самую картину. 1954 год. На некий уединенный остров под названием Шаттер (со слов героев, он расположен в Атлантике, где-то у побережья Бостона) прибывают два федеральных маршала США. Цель у них простая: из находящейся на острове психбольницы строгого режима (или как там называются подобные заведения?) сбежала пациентка - маньячка, некогда убившая трёх своих малолетних детей. А один из маршалов по фамилии Дэниелс (ДиКаприо) сам не так давно пережил семейную трагедию, когда в пожаре, устроенном неким пироманьяком, сгорела его жена. После чего Дэниелса стали мучить сильные мигрени, и это помимо алкоголизма, который он едва обуздал, а также болезненных воспоминаний о Второй мировой войне, в которой он участвовал десять лет назад.
Короче говоря, на Шаттер Дэниелс прибыл не в лучшей физической форме и с тяжелым камнем на сердце.
Однако история, чья развязка уже могла обернуться хорошим психологическим детективом, этим раскладом даже близко не ограничивается. И начинает такую заверченную игру со зрителем, на какую способны лишь гениальные штучные триллеры. Каким, собственно, "Остров проклятых" и является - красноречивое свидетельство тому его 182 место на IMDb и 37 на Кинопоиске (на сегодняшний день) в их топ-250.
Мне в своё время повезло - я сел смотреть "Остров", будучи незнакомым ни с оригинальной книгой, экранизированной Скорцезе, ни с рекламными трейлерами, ни с отзывами тех, кто это кино уже видел. И потому заполучил от него именно то удовольствие, которое оно обязано доставлять в идеале. А пока дело дошло до финала, за эти два часа сюжет подбросил мне столько вариантов своего гипотетического развития, что по каждому из них можно было написать отдельную книгу или снять кино. Но что самое интересное: каких бы "отгадочных" версий вы по ходу фильма не навыдумывали, развязка всё равно почти наверняка окажется не той, на которую вы сделали ставку. В чем и заключается главная ценность "Острова проклятых" - он не стесняется красиво обыграть зрителя в сюжетные шахматы, а зритель не только не огорчается, но ещё и искренне благодарит гроссмейстера за доставленное удовольствие.
***
В общем, ещё один наваристый триллер, который смотреть во второй и в третий раз столь же интересно, как в первый. Причем не только ради актёрской игры и мрачной островной натуры, а именно потому что вам уже известен финал. И теперь вы будете с азартом рыболова вылавливать из картины режиссерские намеки на истинную концовку, разбросанные буквально там и сям, но мало кем замеченные при первом просмотре. Да и при втором часть из них легко упустить, поскольку Скорцезе умело отвлекает наше внимание даже тогда, когда никакой интриги в фильме для нас уже не осталось. Не знаю, насколько крут он сегодня, в свои 76 лет, но десять лет назад сил у Мартина была ещё в достатке. Да и пять лет назад, в год выхода "Волка с Уолл-стрит", он не позволял усомниться в своей творческой хватке, чего уж там.