Найти в Дзене
6000 миль до Голливуда

Точка невозврата

Этот фильм надо бы в обязательном порядке демонстрировать на режиссерских факультетах. В качестве наглядного примера того, как НЕ НАДО делать серьезное шпионское кино. Потому что при, казалось бы, старательном подходе к делу авторы "Точки невозврата" допустили столько разновсяческих ошибок, что слоган на постере "От создателей трилогии о Джейсоне Борне" здесь больше вредит репутации этих создателей, чем укрепляет ее. Что крайне досадно, ведь с технической и художественной стороны кино сработано добротно (несмотря на мелкокалиберный бюджет) и декорации в нём выглядят правдоподобно. Зато всё остальное...
Начать с того, что место действия для данной конкретной истории было выбрано неудачно. Если окинуть критическим взором все известные политические триллеры про Ближний Восток за минувшие лет двадцать, то мы видим четкую картину: относительной популярности добились лишь те из них, процент экшена в которых был довольно высок ("Совокупность лжи", "Королевство", "Не брать живым", "Шпионск
Оглавление

(2018, США)

Этот фильм надо бы в обязательном порядке демонстрировать на режиссерских факультетах. В качестве наглядного примера того, как НЕ НАДО делать серьезное шпионское кино. Потому что при, казалось бы, старательном подходе к делу авторы "Точки невозврата" допустили столько разновсяческих ошибок, что слоган на постере "От создателей трилогии о Джейсоне Борне" здесь больше вредит репутации этих создателей, чем укрепляет ее. Что крайне досадно, ведь с технической и художественной стороны кино сработано добротно (несмотря на мелкокалиберный бюджет) и декорации в нём выглядят правдоподобно. Зато всё остальное...
Начать с того, что место действия для данной конкретной истории было выбрано неудачно. Если окинуть критическим взором все известные политические триллеры про Ближний Восток за минувшие лет двадцать, то мы видим четкую картину: относительной популярности добились лишь те из них, процент экшена в которых был довольно высок (
"Совокупность лжи", "Королевство", "Не брать живым", "Шпионские игры"). И не абы какого экшена, а мощного и дорогостоящего. Причем даже он не превратил эти картины в коммерчески успешные, а лишь позволил худо-бедно отбить бюджет с символическим приварком. Фильмы же наподобие "Точки невозврата", где экшена практически нет, канули в небытие, едва выйдя в прокат, ибо были даром никому не нужны. Увы, но сама по себе, без стрельбы, погонь и взрывов, "ближневосточная" тема у массового зрителя непопулярна, так как она для него слишком экзотична, да и попросту чужда.

-2

Вторая причина неуспеха - унылые и плоские главные герои (Джон Хэмм и Розамунд Пайк). То, что первого снабдили трагической предысторией и сделали алкоголиком, это хорошо, но явно недостаточно. Потому что на сюжет это не влияет и на характере героя НИКАК не отражается. Ну да, он пьет и страдает по ошибкам прошлого - и что с того? Да ничего. Вдобавок, остается неясно, в чем именно заключалась его крутизна, за что его привезли сюда с другого края света и подключили к операции. Вроде бы герой знает расстановку политических сил в Бейруте и ориентируется в ситуации - это заметно по его разговорам. Но больше он не демонстрирует нам никакого профессионализма. Решение главной проблемы находится тупо само собой - после того, как однажды вечером герой случайно (!) поиграл в карты с нужным человеком. А торги с террористами за сумму выкупа, которые якобы "мастерски" ведет герой, и вовсе наглая игра в поддавки. Конечно, ты будешь выглядеть крутым, если твой противник с такой легкостью идет на уступки! А что, если бы он был упрям, как осел?.. С героиней Розамунд Пайк дело обстоит еще хуже. Вся ее нужность свелась к тому, чтобы катать героя по Бейруту на машине и однажды вывезти из посольства в обход своего начальства чемоданы с долларами... Ну если не считать еще дежурной болтовни. Засим всё.
Ну и в-третьих - непосредственно сам сюжет. Он чуть более сложен, нежели толчея воды в ступе. Никаких виртуозных тактических комбинаций или импровизаций местные шпионы не проворачивают, никакая смертельная угроза их за пятки не кусает. Попытка втиснуть в эту историю мелодраму с призраками из прошлого тоже реализована на редкость протокольно, чисто для галочки. Ну а про лирическую линию героев Хэмма и Пайк даже говорить нечего - ее элементарно НЕТ, хотя это второе, что ждет от них зритель после выполнения их главной сюжетной цели. Однако фиг вам, а не лирика - с нею приказано обломиться и довольствоваться теми крохами, что есть...
Вот такие, стало быть, надкусанные и черствые пироги.

***

В общем, всё грустно и добавить к этому больше нечего. Кино, которое, теоретически, могло бы встать в один ряд с вышеперечисленными картинами, будет вскорости забыто даже теми зрителями, кто его добросовестно посмотрел и кому оно понравилось. Причина элементарна - в этой истории нет крючков, благодаря которым она могла бы зацепиться в нашей памяти. Отчего и картина выдалась совершенно проходной, пусть даже по некоторым пунктам она и заслуживает честной похвалы.

-3