Наткнулся я тут недавно на одну фотографию времен Великой Отечественной войны, на которой меня заинтересовала фигура в гражданской одежде по центру. Я уж подумал было, что это немцы поймали какого-то партизана и допрашивают его, но все оказалось иначе, ибо человек тот, кого я принял за партизана, был кадровым военным, генерал-майором Михаилом Тимофеевичем Романовым.
Генерал-майор Романов сколько мог оборонял со своей стрелковой дивизией город Могилев. Приказа об отходе он не получал, натиск врага сдерживал, но в конечном итоге оказался со своими бойцами в полном окружении. Что ему оставалось делать, кроме как идти на прорыв? Ничего. Вот он и двинулся вперед, где получил тяжелейшее ранение.
Собственно, по сути Михаил Тимофеевич был уже не жилец в той ситуации, если бы чисто случайно на него не наткнулись местные жители. Они забрали его с собой в деревню Барсуки, где укрыли и лечили, как умели. Это было очень сложно, ведь пуля так и осталась в Романове. Тем не менее, чудесным образом все кое-как зажило, но случилась новая напасть - в деревню пришли немцы. 22 сентября 41-го года они устроили обыски у всех жителей, 13 из которых приговорили к высшей мере за помощь партизанским отрядам. Конечно, нашли немцы и генерал-майора Романова.
Дальше был большой допрос, многие моменты из которого довольно любопытны. На вопрос о том, победит ли Германия, Романов сказал, что по его мнению, Германии и России было бы лучше жить в мире и согласии. Он знает, что немецкая армия хороша, но на русской земле уже разбивали армии могучих противников и раньше.
Спрашивали его и о настроениях на периферии СССР, в частности о республиках, входивших в состав страны на западной стороне (Прибалтика, Белоруссия и т.д). На это генерал-майор ответил, что в связи с немецкой агрессией и довольно быстрым продвижением противника особого воодушевления среди местного населения нет. Однако Романов упомянул, что Советский Союз невообразимо большой, и занятые немцами районы ключевыми никак не являются.
Когда Романова спросили, возможна ли в России на фоне страшных поражений и постоянных отступлений РККА попытка новой революции с целью сбросить советскую власть, он ответил, что политиком не является и его мало интересует политическая борьба, однако Романов тут же указал, что в возможность такой революции все равно не верит.
Когда Романова спросили, является ли он приверженцем большевизма, настоящим красным офицером до мозга костей, он ответил, служил Родине 20 лет, и что эта служба - его натура. Он также указал, что и другие люди вступают в РККА охотно, так как советский солдат, и уж тем более офицер, защищен государством во всех смыслах.
Лично для меня вся эта стенограмма допроса весьма показательна. Здесь нет придуманной пропагандистами истории о том, что советский генерал, попавший в плен, на допросе ни разомкнул уст, ни слова не сказал немцам до самого своего последнего часа и ушел в вечность с улыбкой на лице. Здесь реальные слова реального советского военачальника, оказавшегося в ужасной ситуации. И при этом он не предал Родину, а на все поставленные вопросы отвечал здраво, не поливая грязью страну, которой служил. Отвечал не дерзко, но твердо и по факту. Генерал-майор не пытался строить из себя героя. Кто-то обязательно скажет, что он струсил, вот и отвечал на все вопросы, да и вообще, мол, он и в плен не должен был попадать. Я таким хочу сказать только одно - на диване рассуждать об этом всегда легко. У нас на диване одни герои, каждый из которых достоин воспевания в песнях и сагах. А в жизни оно все немножко иначе, как обычно.
Так или иначе, а генерал-майор Романов долго все равно не приложил. Уже 3 декабря 41-го года его не стало из-за того самого ранения, которое он получил при прорыве со своих позиций у Могилева.
Дорогие друзья, со всеми вопросами, предложениями, пожеланиями и т.д обращайтесь к нам на почту: mmmmaaaccs@mail.ru. Буду очень благодарен за лайки, дизлайки, комментарии и подписку.