Найти в Дзене
Загадки Сибири

Золотые сопки Бодайбо. Как по ним шагал технический прогресс

Бодайбо – небольшой город, затерянный в бесконечной сибирской тайге. Несмотря на это, он занимает особое место в истории отечественной промышленности.

Во многом это обусловлено тем, потому что Бодайбо является столицей Ленских золотопромышленного района. На протяжении полутора веков здесь не иссякает добыча золота.

И именно для того, чтобы увеличивать объемы этой добычи здесь постоянно применялись технические новинки и новаторские технологии.
И именно для того, чтобы увеличивать объемы этой добычи здесь постоянно применялись технические новинки и новаторские технологии.

В частности, на Ленских приисках была запущена одна из первых в России гидроэлектростанций. Золотоносные окрестности Бодайбо (фото автора публикации)

Произошло это в 1896 году на прииске Павловском на реке Ныгри, притоке Вачи.

Электростанция была оборудована двумя турбинами с общим валом, который вращал три динамо-машины мощностью по 100 кВт. В то время это была самая мощная ГЭС в Российской Империи.

Ныгринская ГЭС на прииске Павловском (фото из архива В. Мунгалова)
Ныгринская ГЭС на прииске Павловском (фото из архива В. Мунгалова)

Энергия Ныгринской ГЭС на Павловском прииске обеспечивала работу механизмов, с помощью которых поднимали породу из шахты.

Также ток по двум линиям с напряжением в 10 кВт направлялся на соседние прииски. Это были первые в нашей стране высоковольтные линии электропередач.

Всего в Ленском золотопромышленном районе до революции было построено шесть гидроэлектростанций общей мощностью 2 МВт.

Машинный зал Ныгринской ГЭС на прииске Павловском (фото из архива В. Мунгалова)
Машинный зал Ныгринской ГЭС на прииске Павловском (фото из архива В. Мунгалова)

Здесь же впервые научились использовать их в круглогодичном режиме. Произошло это благодаря инновациям, предложенным работавшим здесь молодым инженером Яковом Гаккелем.

Впоследствии он стал известен как создатель одного из первых российских самолетов, а также первого тепловоза отечественной конструкции.

Кроме того, летом 1898 года на ряде приисков на электрическую тягу был переведен подвижной состав на местной железной дороге. Так Ленский золотоносный район стал родиной электрифицированной железной дороги в России.

Отвозка песка электровозом, Надеждинский прииск.1910-1912 гг., (фото из архива В. Мунгалова)
Отвозка песка электровозом, Надеждинский прииск.1910-1912 гг., (фото из архива В. Мунгалова)

Первый электровоз появился на прииске Надеждинский (современный Апрелевский).

Также Ленские прииски стали первой нестоличной территорией, где была построена железная дорога с шириной колеи 750 мм. (Прежде такая колея использовалась только в Петербурге и его окрестностях).

Эта узкоколейка тянулась от пристани в Бодайбо до нескольких старательских поселков. Движение по ней началось в 1897 году. Вскоре колея 750 мм станет стандартом для большинства промышленных железных дорог в России.

Паровоз-памятник ГР №352, установленный в честь Бодайбинской железной дороге (фото автора публикации)
Паровоз-памятник ГР №352, установленный в честь Бодайбинской железной дороге (фото автора публикации)

В советское время Бодайбо тоже не раз становился лидером в плане технической оснащенности.

В частности, Мамаканская ГЭС в десяти километрах от города, построенная в 1961 году, стала первым сооружением подобного типа, возведенным в условиях вечной мерзлоты.

В дальнейшем с учетом этого опыта были построены каскад Вилюйских, Колымская и другие ГЭС на севере страны.

Мамаканская ГЭС (фото автора публикации)
Мамаканская ГЭС (фото автора публикации)

Также в Бодайбинском районе работала самая большая в мире машина для золотодобычи – это была драга № 601. Ее спроектировали и изготовили на Иркутском заводе тяжелого машиностроения им. Куйбышева.

Затем по частям доставили на реку Маракан в окрестностях Бодайбо. Здесь в 1969 году она была полностью смонтирована и приступила к работе.

Водоизмещение гиганта составляло 11 тысяч тонн, длина — 236, а высота — 54 метра. Один ковш мог зачерпывать до 600 литров породы, а всего драга использовала 169 ковшей.

Оснащена драга была самым современным на то время промывочным оборудованием и проработала без малого четверть века.

Драга №601 на реке Маракан
Драга №601 на реке Маракан

Бодайбо не раз становилось краеугольным камнем и для российской политической истории. Возможно, что псевдоним Владимира Ульянова – Ленин – тоже происходит из этих мест.

Так по одной из версий, эту фамилию вождь мирового пролетариата выбрал в честь сибирской реки Лены.

Такой версии придерживалась и члены семьи Ульяновых-Лениных (Надежда Константиновна, брат Дмитрий Ильич и другие). Возможно, на создание псевдонима повлияла русская литературная традиция, которая любила “речные” фамилии. Например, Онегин, Печорин, Заречная…

Памятник В. Ленину в Бодайбо
Памятник В. Ленину в Бодайбо

Кстати, одна из конспиративных фамилий Крупской была Онегина. Аналогично произошло и с фамилией Ленин.

Впервые этот псевдоним был задействован Ульяновым в 1901 году. Но, как отмечают историки, реальное смысловое его наполнение произошло после событий Ленского расстрела рабочих 4 апреля 1912 года.

Эта история имела большой резонанс в российском обществе. Возможно, именно тогда Ульянов решил сделать основной свою революционную конспиративную фамилию Ленин.

Уважаемые читатели, благодарю за внимание к моей статье! Если вам интересны такие темы, поставьте, пожалуйста, лайк и подпишитесь на КАНАЛ, чтобы не пропустить следующие публикации.