Перед войной, вернувшись из эмиграции, Марина Цветаева несколько раз встречалась в Москве с Арсением Тарковским. Был ли это роман, или это были встречи двух Поэтов, доподлинно неизвестно. Но сохранилось стихотворение Марины Цветаевой как отклик на стих Тарковского «Стол накрыт на шестерых». И этот поэтический ответ оказался последним стихотворением Цветаевой.
▶️ Но прежде давайте поговорим про стихотворение Тарковского «Стол накрыт на шестерых». Тарковскому было 33 года, когда он написал это стихотворение. В нем переживаются личные потери поэта. Упомянут отец, брат Валерий, погибший в гражданскую войну, женщина («каблучки мои в пыли, выцвела коса»), которую он любил в юности.
«Горе да печаль» - так описывает поэт свои чувства. Эти чувства, вероятно, явились основой для создания стихотворения. Так творческие люди «лечат» себе утраты: создавая произведения искусства. Арсений Тарковский молод, но список его личных потерь уже значителен. Через несколько месяцев в этот список попадет Марина Цветаева.
▶️ Далее я расскажу о том, как откликнулась Цветаева и почему ее стихотворение Тарковский назвал «Голос из гроба». Но сначала стихотворение Тарковского.
Стол накрыт на шестерых
Стол накрыт на шестерых —
Розы да хрусталь…
А среди гостей моих —
Горе да печаль.
И со мною мой отец,
И со мною брат.
Час проходит. Наконец
У дверей стучат.
Как двенадцать лет назад,
Холодна рука,
И немодные шумят
Синие шелка.
И вино поет из тьмы,
И звенит стекло:
«Как тебя любили мы,
Сколько лет прошло».
Улыбнется мне отец,
Брат нальет вина,
Даст мне руку без колец,
Скажет мне она:
«Каблучки мои в пыли,
Выцвела коса,
И звучат из-под земли
Наши голоса».
1940 г.
Если среди вашего окружения есть люди, у которых недавно умер близкий человек – перешлите им ссылку на этот канал. https://t.me/experiencinggrief