Церковнославянские союзы – это слова, которые выполняет служебную функцию. Они обычно служат для связи членов в простом предложении.
Союзы могут соединять два простых предложения в составе сложных. В таком случае после того как первое предложение заканчивается, второе начинается именно с союза.
По своему составу союзы бывают простыми и составными. Простые обычно подразделяются на производные и непроизводные. Как пример простых непроизводных союзов можно привести следующие – и, а, но. Производные же таковы: понеже (потому что), зане (так как), ибо, или, сиречь (то есть).
Составные союзы, как правило состоят из нескольких слов, между которыми обычно находятся другие члены: аще…обаче, не точию… но.
Стоит сказать, что союзы делятся на две большие группы – сочинительные и подчинительные.
Сочинительные в свою очередь подразделяются еще на несколько групп: соединительные – и, да, противительные – а, но, да, обаче (впрочем, однако), разделительные – или, либо. См. также: заключительные – темже (для того, потому, поэтому), тем, темже убо (потому, и так); пояснительные – сиесть (то есть), сиречь (то есть).
Давайте рассмотрим применение некоторых таких союзов в тексте.
У подчинительных союзов и союзных средств тоже присутствует свое разделение на группы: причинные – понеже (ибо, потому что); целевые – дабы, яко да (чтобы), чесо ради (почему), да поне (да по крайней мере); времени – егда (когда), отнележе (с тех пор как), донележе (доколе), дондеже (до тех пор, пока), прежде даже (пока еще); места – идеже (где, когда), аможе (куда); условные – аще (если, ли), аще ли (неужели), аще убо (так как); сравнительные – яко (как), якоже (подобно как), аки (как), аки бы (как будто), уступительные – аще и…но (хотя и… но), аще и…обаче (хотя и… впрочем, но, однако).
Как можно было заметить, кроме союзов, в церковнославянском существуют так называемые союзные слова. Обычно ими являются наречия или местоимения, но функцию они выполняют исключительно служебную – соединения простых предложения в составе сложноподчиненных. В качестве примера можно привести следующие – идеже (где, когда), откуду, како (как, каким образом), который, каковый.
См.: Вы же не весте, откуду прихожду и комо гряду (Ин. 8:14); Да увесть, какову куплю суть сотворили (Лк. 19:15); Приидет господин раба того въ день, воньже (в который) не чает, и въ час, воньже не весть (Лк. 12:46).
Таким образом, проведя краткий обзор союзных средств в церковнославянском языке, стоит сделать вывод, что этот язык богатый и многообразный. Союзные средства в нем имеют множество функций. Большинство из них сегодня присутствуют в нашем родном русском языке.
Из этого следует, что церковнославянский является для нас исконным и родным, а значит, его изучение чрезвычайно важно – для глубокого осознания современного русского языка.
#церковнославянский #церковь #кириллица #языки #православие #русский язык #языковая корреляция #грамматика #союзные средства
Текст подготовил Федор Митрофанов.
Не бойтесь ставить 👍 и подписываться на канал «Всегда живого церковнославянского»