Знаете, почему Билл Гейтс не собирается оставлять свое состояние собственным детям? Просто он думает, что они потратят все деньги на продажных женщин и низкие развлечения. Или будут принимать плохие управленческие решения, что для бизнеса такого уровня гораздо хуже.
Вот и великий каган Аттила своим сыновьям не доверял, и неспроста. Эллак, Денгизих и Эрнак стали делить империю и не послушали Ардариха, короля гепидов, который пытался призвать их к порядку. И все, самый преданный соратник папы, который вместе с ним прошел через огонь и воду, не стал терпеть, когда его не уважают. Он провозгласил всеобщее восстание против гуннов, после чего их варварская держава пала...
Аттила, очевидно, не являлся выдающимся полководцем. Он проиграл вестготам и римлянам битву при Каталаунских полях, где каждый из противников выставил примерно равные силы. Он провалил последующее вторжение в Италию, после чего был вынужден отступить.
Но что у него не отнять - этот вождь был поистине гениальным дипломатом, который умел держать в узде народы самого разного корня и действовать ради общей выгоды. Кочевники (не только гунны, но и аланы, сарматы и прочие) получали от него новые пастбища и возможность грабить. Оседлые подданные приобретали хорошие области для земледелия, которые не смогли бы получить самостоятельно.
Но все равно, между ними пролегало столько противоречий, что только поистине талантливый политик был способен долгое время сохранять их единство. У Аттилы, несмотря на некоторые неудачи его правления, это прекрасным образом получалось. Но у его сыновей ничего не вышло, и в скором времени стало ясно, что сами гунны, в общем-то, достаточно слабый и немногочисленный народ. А воевать не только они умеют.
Тем не менее, старший и любимый сын Аттилы Эллак, который формально являлся наследником его империи, вывел кочевников на поле боя, чтобы подтвердить свою власть над другими варварскими народами. Но сначала он, видимо, очень сильно с братьями накосячил.
Трое наследников стали делить власть обсуждая, кому достанутся те или иные племена, после чего "... Ардарих, царь гепидов, узнал об этом, и был возмущен тем, что судьба стольких народов обсуждается как судьба самых мерзких рабов. Он был первым, кто восстал против сыновей Аттилы, и стер позорное клеймо рабства. И освободил не только свое собственное племя, но и других..."
Противники сошлись у речушки Недавы в 453-м году. То есть, где-то по течению реки Савы, правого притока Дуная, скорее всего, на территории совеременной Хорватии. Там "... можно было увидеть готов, воюющих пиками, гепидов, бушующих с мечом, ругов, ломающих копья в своих собственных рaнaх, свевов, сражающихся пешим строем, гуннов с луками, аланов, которые выставили тяжелую конницу и герулов - легковооруженных воинов".
На стороне Эллака были собственно гунны, а также аланы и, видимо, другие кочевые племена. Кроме того, к нему присоединилось существенное количество остготов. Но авторитетного Ардариха поддержали все германские подданные его отца, и сражение обещало стать крупнейшей битвой своей эпохи.
Гунны, очевидно, не разучились сражаться, но им не хватало хорошего полководца. Что касается германцев, то судя по составу их коалиции, у объединенной армии не хватало конницы. Тем не менее, по утверждению готского историка Иордана, его народ остался на стороне победителей. То есть остготы, самые прославленные коневоды среди поддержавших Ардариха племен, сражались и против старшего сына Аттилы. Германцы одержали громкую победу, и вместе с самим Эллаком на поле боя осталось лежать около тридцати тысяч гуннов.
Неудивительно, что последующие попытки Денгизиха восстановить единство отцовской державы в скором времени не увенчались успехом. Он пал в бою, а его голова долгое время висела на стене Константинополя. Оставшийся в живых Эрнак вместе с частью орды предпочел откочевать в восточные степи. А остальные гунны поступили на службу Восточной Римской империи. Через восемьдесят с лишним лет они отлично проявят себя во время византийского завоевания Италии.
#гунны #древний мир #кочевники #античность