История очевидца
Морской вокзал - потрясающе красивое здание, дорог сочинцам как символ города. Сегодня рассказ о его уникальном шпиле.
Как же удалось в 50-е воздвигнуть эту громадину?
Историю рассказал непосредственный участник работ Владимир Иванович Палатов, сочинский строитель, ветеран Великой Отечественной, и ударник нескольких пятилеток, почётный строитель Главсочиспецстроя с 50-летним трудовым стажем, а также сотней с лишним благодарностей.
Перевели меня в 48-м году на строительство Сочинского Морпорта из Одессы. Приехал сюда сварщиком с четвёртым разрядом, дошёл до седьмого. Мы вместе с напарником заварили полторы тысячи свайных каркасов под морской вокзал. Сваи – от 12 до 18 метров, он весь на них стоит. Где сейчас фонтан, там был арматурный двор. А почему столько свай понадобилось – раньше Сочинка-то как раз у тех мест в море впадала, это позже её напрямую пустили, взяли в бетонные берега…
- Ну, стало быть, вокзал поднялся, дошло дело до шпиля. А с ним проблем… Не знаю, кто бы их осилил, если б не Александр Васильевич Хохлов. Это золотого ума человек! Он был механиком в порту, потом перешёл на строительство морвокзала. В числе другого сделал камнерезный станок – на нём подготовили весь камень, которым здание вокзала облицовано.
Так вот, начальник стройки Пясецкий, капитан первого ранга, вызвал Хохлова: «Смотри, Александр Васильевич, какая ситуация вышла. Трём заводам предлагали сделать заготовку для шпиля и смонтировать его – и все отказались. Говорят, слишком сложно. А время уходит. Подумай, как нам быть».
Хохлов поразмыслил – и согласился рискнуть. Заготовку заказали в Одессе, доставили сюда морем. Уголки, швеллеры, «косынки». А вот как всё это собрать?
Решили монтировать шпиль и поднимать его из центра зала. Поставили четыре мощнейших домкрата и пятитонную лебёдку. У домкратов были 100-милиметровые винты – представляете! – с ленточной нарезкой. И по четыре рычага, на каждом два человека работали. Хохлову ещё один механик помогал, Александр Плахотник.
Первой собрали звезду. Она знаете, какого размера? Три на три метра. Обшили её нержавеющей сталью, приподняли. Потом стали собирать конусы, каждый отрезок тоже по три метра. Всё варили на месте. Стёкла привезли откуда-то из Подмосковья. Они все должны были быть золотого цвета, но часть из них пережгли – получились красноватыми. Хотели отправить брак на завод, но дорого это, и сроки поджимают. В общем, оставили всё как есть – а получилось даже красиво – необычная такая облицовка, пёстрая.
Сочинский шпиль – второй в стране по высоте. Думают – после шпиля на высотном корпусе МГУ. Нет, у них ниже. Выше нашего только шпиль собора Петропавловской крепости. Высота нашего 47 метров. А от фундамента здания до кончика звезды 72 метра.
Последнюю неделю, когда мы уже полностью всё связали, нашу бригаду никуда не отпускали, мы там и ночевали, на стройплощадке. На трёхметровых тросах понемножечку, очень аккуратно поднимали огромную конструкцию домкратами и лебёдкой. На три метра поднимем – перекур, и перестроповка. И дальше шли…
И вот остались последние три метра. Дело было в воскресенье. Напряжение у всех невероятное – и вдруг нам говорят: «Остановить работу, всем отдыхать! На галерее посидите. Потом поймёте, почему…» Оказывается, в порт приехал председатель Верховного Совета Булганин, вот нас и турнули с объекта. Ну, они там сели на катера, отправились на рыбалку. Тогда нам разрешили продолжать. А вернее – уже заканчивать. Всё подняли, подвели под шпиль двутавровые баки, закрепили его.
Тут Булганин вернулся с рыбалки, поднялся на галерею. «Поздравляю вас, - говорит. – Мы с моря наблюдали, как вы тут ловко управились. Что вам будет за такую работу?» - «Да ничего» - «Как так? Где ваш начальник? Сюда его!». Прибежал начальник. Булганин давай его распекать: «Люди вон как потрудились, а вы и отметить не желаете!» - «Да ведь кассирши нет, сегодня выходной…»-«Ты что, не можешь денег найти для доброго дела?»
В общем, устроили нам угощение. Чисто по рабочему…
Владимир Быстров.