«Думаю, у фотографа должна быть веская причина, чтобы рисковать жизнью, какая-то цель. Не хотелось бы мне жертвовать собой ради очередной чертовой картинки для Daily News, но если фотография способна изменить взгляды человека на войну, я чувствую, что она стоит моей жизни. Я бы никому не посоветовал принимать такое решение. Оно должно быть только личным», — Юджин Смит.
Он родился в Канзасе в 1918 году, а фотографировать начал в старших классах. К окончанию школы он уже работал в двух местных газетах, а вскоре стал фотографом известного нью-йоркского журнала Newsweek. Именно там он впервые стал известен — не за какие-то отдельные репортажи, а за общий высочайший уровень, совершенно неожиданный для столь молодого человека (Юджину было около двадцати лет в то время). Через год Юджин ушел из газеты, потому что отказался использовать среднеформатную камеру. Профессионал стремился только к той, что снимает на объектив 35-мм. Он гарантировал широкий охват кадра и превосходную глубину резкости снимка.
Вскоре Смит перешел в журнал Life, для которого снимал десятки репортажей с фронта Второй мировой войны. Они то и сделали его знаменитым на весь мир. Никто прежде настолько проникновенно не снимал войну. Пройдя немало боевых действий, фотограф оставался цел, пока не оказался вместе с американской армией на передовой линии наступления на Японию. Тогда Юджин попал под обстрел и оказался на больничной койке, перенеся, в общей сложности, 32 операции.
После этого события он не мог брать камеру в руки. Но однажды в 1946 году, выздоравливая после очередной операции, он вышел на прогулку с детьми, а вернулся с одной из самых знаменитых фотографий всех времен и народов "Прогулка по райскому саду" (или "Дорога в рай")...
После своего окончательного выздоровления он вновь начинает работать в «Life». В 1948-м там вышла серия «Сельский доктор», повествующая о враче из городка Креммлинг, штат Колорадо. Жизнь и работа простого человека Эрнеста Цериани, единственного доктора на всю округу, предстали перед Америкой. Фотоэссе о враче, отражавшее радости, печали и страхи послевоенной страны, — по сути, портрет нации. Цериани потом рассказывал о творческом методе Смита: «Он всегда присутствовал. Он всегда был в тени. Я представлял его остальным, а затем занимался своими делами, словно он был всего лишь дверной ручкой».
В 1970-е Смит попал в небольшой японский город Минамата. Место, где случилась экологическая катастрофа, тщательно скрываемая местными властями. Крупный завод по производству удобрений Chisso несколько лет сбрасывал в городской залив ртуть. Как следствие, ее частицы оказывались в водах городской канализации, а также в рыбе и устрице. Первыми отравились кошки. Затем на землю стали падать мертвые птицы. А дальше тяжелейшие признаки интоксикации обнаружили у людей. Сперва медики думали, что это какой-то вирус. Пока анализы не показали превышение показателей ртути в десятки раз. Стало очевидно: виноват Chisso. Его владельцы бездействовали до момента, когда рабочие подняли бунт. Тогда на заводе поставили фильтры, и директор производства даже демонстративно выпил стакан воды. Японцы были счастливы. Пока не узнали, что это постановка.
Как раз в этот момент в дело вмешался Юджин Смит. Несколько лет он снимал пострадавших, общался с местными жителями. Основной целью фотографа было добиться кадра, который всколыхнет мировую общественность. В итоге им стал снимок «Томоко Уемура в ванне». Снять тяжело больную дочь Томоко Смиту разрешили ее родители. Эта фотография, опубликованная в Life 2 июня 1972 года, перевернула ход событий в Минамата. Туда съехались экологические активисты, в дело вмешалось правительство страны, политики разных государств требовали от Японии разобраться в случившемся.
Именно эта история вошла в основу фильма (2018 г.) режиссера Эндрю Левитаса с Джонни Деппом в главной роли. В оригинале лента так и называется - Minamata.
Проект о Минамата занял у Смита три года и по сути стал для него последним. Как у многих творческих людей того времени, у Юджина были серьезные проблемы с наркотиками и алкоголем. Последствия зависимостей и нескольких лет, проведенных в загрязненном Минамате, стали причиной смерти фотографа в 1978 году. Ему было 59 лет.
Какая фотография из представленных понравилась вам больше всего? Пишите ваше мнение в комментариях.