Найти в Дзене

Пройти войну для мира, Юджин Смит

«Думаю, у фотографа должна быть веская причина, чтобы рисковать жизнью, какая-то цель. Не хотелось бы мне жертвовать собой ради очередной чертовой картинки для Daily News, но если фотография способна изменить взгляды человека на войну, я чувствую, что она стоит моей жизни. Я бы никому не посоветовал принимать такое решение. Оно должно быть только личным», — Юджин Смит.

Юджин Смит за работой. Япония, 1971г.
Юджин Смит за работой. Япония, 1971г.

Он родился в Канзасе в 1918 году, а фотографировать начал в старших классах. К окончанию школы он уже работал в двух местных газетах, а вскоре стал фотографом известного нью-йоркского журнала Newsweek. Именно там он впервые стал известен — не за какие-то отдельные репортажи, а за общий высочайший уровень, совершенно неожиданный для столь молодого человека (Юджину было около двадцати лет в то время). Через год Юджин ушел из газеты, потому что отказался использовать среднеформатную камеру. Профессионал стремился только к той, что снимает на объектив 35-мм. Он гарантировал широкий охват кадра и превосходную глубину резкости снимка.

Юджин Смит, монахиня, ожидающая выживших на "Андреа Дориа", гавань Нью-Йорка, 1956 год
Юджин Смит, монахиня, ожидающая выживших на "Андреа Дориа", гавань Нью-Йорка, 1956 год

Вскоре Смит перешел в журнал Life, для которого снимал десятки репортажей с фронта Второй мировой войны. Они то и сделали его знаменитым на весь мир. Никто прежде настолько проникновенно не снимал войну. Пройдя немало боевых действий, фотограф оставался цел, пока не оказался вместе с американской армией на передовой линии наступления на Японию. Тогда Юджин попал под обстрел и оказался на больничной койке, перенеся, в общей сложности, 32 операции.

Американский морпех с ребенком в руках в джунглях на Сайпане. Ребенок был единственным живым в одной из пещер Сайпана после зачистки. 1944 г.
Американский морпех с ребенком в руках в джунглях на Сайпане. Ребенок был единственным живым в одной из пещер Сайпана после зачистки. 1944 г.

После этого события он не мог брать камеру в руки. Но однажды в 1946 году, выздоравливая после очередной операции, он вышел на прогулку с детьми, а вернулся с одной из самых знаменитых фотографий всех времен и народов "Прогулка по райскому саду" (или "Дорога в рай")...

Прогулка по райскому саду, 1946 г. 
Фотограф Уильям Юджин Смит
Прогулка по райскому саду, 1946 г. Фотограф Уильям Юджин Смит

После своего окончательного выздоровления он вновь начинает работать в «Life». В 1948-м там вышла серия «Сельский доктор», повествующая о враче из городка Креммлинг, штат Колорадо. Жизнь и работа простого человека Эрнеста Цериани, единственного доктора на всю округу, предстали перед Америкой. Фотоэссе о враче, отражавшее радости, печали и страхи послевоенной страны, — по сути, портрет нации. Цериани потом рассказывал о творческом методе Смита: «Он всегда присутствовал. Он всегда был в тени. Я представлял его остальным, а затем занимался своими делами, словно он был всего лишь дверной ручкой».

Доктор Чериани, 32 года, отдыхает на своей кухне, проведя ночь за операцией (доктор Эрнест Гай Чериани, сельский врач, заботится обо всех людях в городе и в 400 близлежащих милях). Креммлинг, США, 1948 год.
Доктор Чериани, 32 года, отдыхает на своей кухне, проведя ночь за операцией (доктор Эрнест Гай Чериани, сельский врач, заботится обо всех людях в городе и в 400 близлежащих милях). Креммлинг, США, 1948 год.

В 1970-е Смит попал в небольшой японский город Минамата. Место, где случилась экологическая катастрофа, тщательно скрываемая местными властями. Крупный завод по производству удобрений Chisso несколько лет сбрасывал в городской залив ртуть. Как следствие, ее частицы оказывались в водах городской канализации, а также в рыбе и устрице. Первыми отравились кошки. Затем на землю стали падать мертвые птицы. А дальше тяжелейшие признаки интоксикации обнаружили у людей. Сперва медики думали, что это какой-то вирус. Пока анализы не показали превышение показателей ртути в десятки раз. Стало очевидно: виноват Chisso. Его владельцы бездействовали до момента, когда рабочие подняли бунт. Тогда на заводе поставили фильтры, и директор производства даже демонстративно выпил стакан воды. Японцы были счастливы. Пока не узнали, что это постановка.

Искалеченные руки Ивадзо Фунабы. Она стала жертвой болезни Минамата. Минамата, Япония, 1971 год.
Искалеченные руки Ивадзо Фунабы. Она стала жертвой болезни Минамата. Минамата, Япония, 1971 год.

Как раз в этот момент в дело вмешался Юджин Смит. Несколько лет он снимал пострадавших, общался с местными жителями. Основной целью фотографа было добиться кадра, который всколыхнет мировую общественность. В итоге им стал снимок «Томоко Уемура в ванне». Снять тяжело больную дочь Томоко Смиту разрешили ее родители. Эта фотография, опубликованная в Life 2 июня 1972 года, перевернула ход событий в Минамата. Туда съехались экологические активисты, в дело вмешалось правительство страны, политики разных государств требовали от Японии разобраться в случившемся.

Томоко Уемура в ванне, 1971 г.
Томоко Уемура в ванне, 1971 г.

Именно эта история вошла в основу фильма (2018 г.) режиссера Эндрю Левитаса с Джонни Деппом в главной роли. В оригинале лента так и называется - Minamata.

Кадр из фильма «Великий» («Minamata»)
Кадр из фильма «Великий» («Minamata»)

Проект о Минамата занял у Смита три года и по сути стал для него последним. Как у многих творческих людей того времени, у Юджина были серьезные проблемы с наркотиками и алкоголем. Последствия зависимостей и нескольких лет, проведенных в загрязненном Минамате, стали причиной смерти фотографа в 1978 году. Ему было 59 лет.

США. Хуанита Смит, дочь фотографа, в машине своего отца, 1950-е годы.
США. Хуанита Смит, дочь фотографа, в машине своего отца, 1950-е годы.

Какая фотография из представленных понравилась вам больше всего? Пишите ваше мнение в комментариях.