Найти тему
Вход в будущее

За пределами страны, российский рубль – это экзотика. Почему так считает профессор В. Катасонов

Конечно, нам бы очень хотелось наказать Запад в сфере финансов и многие наверняка думают, что распоряжение нашего Президента о переводе торговли российского газа на расчёты в рублях – это и есть наказание. Но есть и другая мысль, что здесь, всё же, главным побудительным мотивом является защита страны от неправомерных западных санкций.

Всплески волатильности на графике
Всплески волатильности на графике

Хочется надеяться, что данный шаг Президента РФ сводится именно к этому, потому что российский рубль за пределами страны – это экзотика, – считает В. Ю. Катасонов.

Если бы мне сказал об этом кто-то другой, я бы – точно, не поверила. Но как можно не верить человеку, который в сфере международных финансов «собаку съел». Нужно подчеркнуть – именно «международных».

Основной вопрос, который задаёт Катасонов в сложившейся ситуации: Как отразится продажа наших углеводородов за рубли на экономическом развитии внутри страны?

- Если рубли в больших количествах оказываются за пределами страны, то возникает валютная волатильность. Рублём начинают играть на валютных биржах, и тогда мы лишаемся устойчивости рубля, который обеспечивает стабильность нашей экономики.

Поэтому, – поясняет В.Ю., – в советское время существовала так называемая двухконтурная система расчётов внутри страны. Первый контур – обращение наличных денег для обслуживания населения (деньги, которые приходили через организации розничной торговли, сферы услуг). Второй контур – это безналичное денежное обращение, он обслуживал предприятия. Между этими контурами не было сообщения, были очень немногие операции, которые позволяли перетекать деньгам из наличного обращения в безналичное, и обратно.

  • Для внешних операций существовали другие валюты: было золото и специальные валюты – переводной рубль. Он был запущен в обращение в 1964 году. Эта валюта обращалась внутри структуры СЭВ и не имела никакого отношения к советскому рублю, просто совпадают названия, а так, это межрегиональная государственная валюта.

Если принять всё сказанное Валентином Юрьевичем во внимание, то получается, что у рубля, в перспективе его хождения за рубежами нашей страны, нет ничего хорошего. Сегодняшние события, связанные с рублёвыми расчётами за газ, скорее всего, будут иметь только политический эффект.

Сейчас российский рубль, – говорит Катасонов, – это вызов американскому доллару и евро. На первых порах это действительно можно использовать, но вопрос в том, как Запад будет реагировать на ультиматум Путина. Вариантов возможно несколько.

1. Полное неприятие этого и в ответ они сделают ещё более жёсткие санкции. Говорят, в частности, о запрете использовать золото, но эта санкция очень странная, и скорее является пиаром. В действительности же они не смогут закрыть операции с российским золотом.

2. Вообще прекратить закупки российского газа, – тоже не смогут, если только частично.

Путин заявил, что мы признаем все наши обязательства по поставкам газа, но один пункт будет пересмотрен – это переход расчётов с евро и других валют на российские рубли. Это заявление нашего Президента вносит раздрай, – как говорит В.Ю., – в саму систему Запада.

  • Если вслушаться в слова профессора, то для перехода расчётов в другие валюты, нужно сесть за стол переговоров и составить некоторые формулы для расчёта в рублях, но для этого потребуются и другие банки, которые будут работать с российскими рублями.

Для США такой расклад совсем не приемлем, и они будут придерживаться первой версии – добиваться ужесточения санкций. Европа на это пойти не сможет и просто сократит поставки, но и здесь у них будет большая проблема – рубли брать негде.

Как решить эту проблему, ведь газ нужен уже сейчас?

Россия и здесь поможет им справиться с затруднениями – просто нужно предоставить им рублёвый кредит, естественно, с обеспечением его золотом. И это будет верным шагом, – считает профессор Катасонов.

Есть и ещё один хороший шаг, который мог бы использовать наш Президент для устойчивости российской экономики, – можно продавать газ сразу – за золото. Оно у них есть, – говорит В.Ю., – так что пусть раскошеливаются.

- Если утихомирятся, можно перейти и на клиринговые расчёты, которые существовали в мире в 50-е годы. Так что можно будет вести расчёты более экономно. Эти клиринги исчезли, когда отменили золотой запас и ввели расчёты в долларах. Тогда и уничтожили все эти клиринги. Можно будет использовать и бартер. Но всё это требует управляющей роли государства во внешнеэкономической сфере.

Сегодняшней России именно это сейчас нужно больше всего. Чтобы перейти на клиринг, требуется жёсткое централизованное управление в сфере экономических связей, введение государственной валютной монополии, государственной монополии внешней торговли и тогда у нас появятся возможности договариваться с другими государствами на введение клиринговых расчётов.

  • Самое же важное для нас, – завершение дедолларизации российской экономики во всех смыслах. Где бы доллар не находился, хоть под матрацем – всё это токсичная валюта, которая постоянно находится под прицелом Минфина, выполняющего роль основного исполнителя по проведению экономических санкций. Это ведомство, по недавно полученным данным, – говорит Катасонов, – будет пытаться контролировать все операции с золотом из резервов ЦБ.

Из всего сказанного Валентином Юрьевичем, финансово-экономическое положение в нашей стране становится более прозрачным. Начинаешь понимать, что будет происходить (не сразу, конечно) с долларом и евро, какие иные взаиморасчёты будут возможны со странами Европы, как сохранить устойчивость нашего рубля.

В итоге, экономическое развитие и финансовая стабильность, естественно, будет зависеть от тех решений, которые примет государственная власть.