Крестовые походы... Рыцари без страха и упрека, без совести и без жалости. Облаченные в кольчуги и шлемы-ведра они идут через пустыню освобождать Иерусалим от мусульман. Или проваливаются под лед Чудского озера (простите за тиражирование мифа)? Или выжигают катарскую ересь в Лангедоке? А, может, вовсе - сражаются с гуситами в Чехии? Да что вообще общего у всех этих кровавых предприятий в самых разных местах и веках? А общее у них начало - толчок, что спровоцировал серию военных экспедиций на Восток, которые настолько всем запомнились, что крестовыми походами впоследствии называли вещи, не имевшие к оригинальным походам вообще никакого отношения.
Началось все с того, что в конце XI в. только вышедшая из Раннего Средневековья Европа столкнулась с закономерной проблемой феодальной системы: вся доступная земля уже поделена на феоды и новой взять негде. А у феодалов ведь сыновья рождаются, которым тоже земля нужна. Но унаследует надел только старший - т.н. "принцип майората" запрещает дробить владения во избежание образования кучи мелких феодов, с которых никто не сможет прокормиться. Отсюда возникает огромное количество безземельных рыцарей, единственным ремеслом которых остается разбой. Ну или хотя бы участие в частных войнах между сеньорами - они же тоже своим положением недовольны и стараются отнять кусок земли у соседа. От этого всего страдают населяющие эти земли крестьяне. А еще купцы, которых постоянно грабят на дорогах. И горожане, чьи города регулярно берут в осаду.
И это еще если не считать таких мелочей как похолодание климата, семь лет неурожаев и голода (1089 - 1096) со всеми вытекающими в виде крестьянских бунтов и случаев каннибализма, низкий уровень медицины и оккупацию большой части современной Испании арабами. Короче, экономика поломалась, и внезапно в Европе стало плохо всем и сразу. Встают вечные вопросы: "Кто виноват?" и "Что делать?". И вдруг нашелся человек, который смог дать ответ. Этим героем был папа римский Урбан II.
Надо сказать, что в это время папство уже набирает довольно большой авторитет и начинает проводить всевозможные реформы для укрепления своей власти. И вот в 1095 г. папа созывает церковный собор во французском городе Клермоне. И по итогам этого собора зревший в корень проблемы понтифик произносит речь при огромном стечении народу. А речь о том, что все происходящие ужасы - ни что иное как кара божья за то, что Святую землю топчут язычники. Ведь правда - главные святыни Христианства в городе Иерусалим уже не первый век находятся в руках неверных. Нельзя больше этого терпеть - чем бить друг-друга за ошметки феодов, лучше немедленно отправляться в поход и отвоевать Гроб Господень. Бонусом шло, что там же рядом находится христианская же Византийская империя, которая вроде как не так давно просила у европейских собратьев помощи для борьбы с исламской угрозой, и в красках описывала всякие притеснения, которые сарацины чинят местным христианам. И походу дела, как бы вскользь, Урбан упомянул, что "Земля та течет молоком и медом", а "Кто здесь горестен и беден, там будет счастлив и богат". И после каждого "абзаца" папа добавлял: "Deus vult!" ("Этого хочет бог!").
Эффект от речи получился просто невероятный: слушатели начали массово нашивать на одежду кресты (ткань для которых прямо от одежды же и отрывали) и повторять за понтификом новый "мем" (хотя, вероятнее всего, кричали они не на латыни, а на старофранцузском). Со страшной скоростью весть о провозглашенном Римом святом походе разнеслась по разным странам и всюду встречала одобрение - вот оно, решение всех наших проблем. Освободим святой город и спасемся от гнева господня! А заодно и разживемся деньгами, землями и титулами. Следует заметить, что практика благословения рыцарей на войну с мусульманами уже существовала - в Испании как раз вовсю шла т.н. Реконкиста - многовековая война с арабами. Посему трудностей с оформлением этого дела не возникло - отправляющиеся в поход получали полное отпущение грехов, а в самой Европе на это время объявлялся Божий Мир, за нарушение которого полагалось отлучение от церкви.
Трудно сказать, представлял ли Урбан масштаб последствий своей речи. Обращался-то он к рыцарям и, прежде всего, к французским. А услышали его по всему католическому миру и самые разные слои населения. В итоге, пока рыцарство всей Европы собиралось на самое крупное и сложное предприятие из доселе им виданного, в Святую землю двинулись и те, кого папа не имел ввиду, но кто тоже чувствовал себя "горестным и бедным" - крестьяне. Так начался Крестовый поход нищих, за которым последовал и настоящий Первый крестовый поход. Начиналась целая эпоха, из которой рыцарство и феодальная Европа вообще вышли совсем иными, чем были прежде.
Больше о крестовых походах можно почитать по ссылке.
Либо можно на карту ВТБ: 5368 2902 5087 3082