Найти в Дзене

Кто украл палочку у дирижёра?

Кажется, что единственный музыкант на концерте, который не издаёт никаких звуков, – это дирижёр. Но это не совсем так.

На самом деле дирижёр «издаёт» сразу все звуки в оркестре, потому что именно он отвечает за интерпретацию. Одну и ту же симфонию можно представить во множестве разных вариантов: стоит только поменять темпы, динамику и штрихи, переосмыслить драматургию – и вот уже Моцарт зазвучит как Брамс. Добиться точности исполнения дирижёру помогает палочка – ей легко показать самые тонкие нюансы. И если вам кажется, что недобросовестные музыканты даже не поднимают на дирижёра взгляд – это не так: просто они научились считывать взмахи боковым зрением.

Но иногда дирижировать удобнее руками – так принято в хоровой практике. Обычно оркестранты довольно близко рассаживаются вокруг дирижёра и готовы реагировать на мельчайшее движение – не зря по интернету гуляет забавное видео с Леонардом Бернстайном, который дирижирует одним только взглядом. Хор же выстраивается на возвышении в несколько рядов: здесь в ход идут более крупные жесты, которые легче показать руками.

Иногда без палочки выступают и симфонические дирижёры – такого подхода придерживались, например, Пьер Булез и Леопольд Стоковский. Профессионалы рассказывают, что палочка должна стать с рукой единым целым, а иначе от неё лучше отказаться вовсе.

Так что никто дирижёра не обокрал – просто каждый выбирает тот путь, который ему ближе.