Это задание отличается от других пунктуационных тем, что расставлять знаки препинания в нем не нужно. Надо уметь "опознавать" и различать случаи постановки запятых, тире и дветочий.
Частично материал для подготовки к заданию 21 я публиковала здесь.
В данной статье я еще раз повторю случаи постанови двоеточия и тире, дам все случаи постановки запятых, разберу трудности, возникающие у учеников, и предложу алгоритм выполнения задания.
Теория
Запятая
1. Между частями бессоюзного сложного предложения.
Шумел ветер, гремел гром, шел дождь.
2. Между частями сложносочинённого предложения.
Взошло солнце, и сад наполнился птичьим пением.
3. Между частями сложноподчинённого предложения.
Я записался в автошколу, потому что хочу научиться водить машину.
4. Между однородными членами.
На столе лежали яблоки, груши, апельсины.
5. При обособленном согласованном или несогласованном определении.
Ветер, дувший с севера, к вечеру затих.
На крыльце стояла корзина, полная грибов.
6. При обособленном обстоятельстве.
Выглянув в окно, я увидел цветущие клумбы.
7. При обособленном приложении.
Мой дядя, слесарь второго разряда, получил премию.
8. При обособленном дополнении.
Все, кроме Пети, участвовали в конкурсе.
9. При вводных словах и предложениях.
Наверное, летом мы поедем на дачу.
Щепкин познал, как он сам выражался, русскую жизнь от лакейской до дворца.
10. При обращениях.
Петя, постарайся прочитать книгу до понедельника.
11. При уточняющих обстоятельствах.
Зимой, во время новогодних каникул, наш класс поедет в театр.
12. При сравнительных оборотах.
Капельки росы переливались на солнце, как драгоценные камни.
Тире
1. Между частями бессоюзного сложного предложения.
Дунул ветер – с деревьев облетела листва.
2. Между подлежащим и сказуемым.
Москва – столица России.
3. При обособленном приложении.
Туристов привлекает Москва – столица России.
4. Перед обобщающим словом, когда оно находится после однородных членов.
Яблоки, груши, апельсины – эти фрукты лежали на столе.
5. В предложениях с обобщающим словом и однородными членами, если после них предложение продолжается.
Вся посуда: тарелки, чашки, кастрюли – стоит на столе.
6. После прямой речи и перед словами автора.
«Сходи в магазин», — сказала мама.
7. Перед репликой в диалоге.
— Сходи в магазин, — сказала мама.
— Что купить?
— Хлеба.
8. В неполных предложениях вместо пропущенного члена предложения.
Мальчики играли в футбол, девочки — в теннис.
9. При вводных предложениях (вставных конструкциях).
Пол в доме был не вымыт и — что ещё хуже — повсюду стояли горы грязной посуды.
Двоеточие
1. Между частями сложного бессоюзного предложения.
В комнате царил беспорядок: валялись вещи, были разбросаны бумаги, шкафы стояли нараспашку.
2. После обобщающего слова, если оно находится перед однородными членами.
В вазе лежали фрукты: яблоки, груши, апельсины.
3. После слов автора и перед прямой речью.
Мама сказала: «Сходи в магазин».
Трудности, которые испытывают ученики
1. Путают тире между подлежащим и сказуемым и тире при приложении.
Надо помнить
- Тире ставится между подлежащим и сказуемым, которые выражены существительными в именительном падеже. В этом случае в предложении нет сказуемого-глагола.
Москва — столица России.
- В предложении с приложением есть сказуемое-глагол.
Туристов привлекает Москва — столица России.
2. Путают тире в бессоюзном сложном предложении и тире между и подлежащим и сказуемым, которые выражены инфинитивами.
Надо помнить
Инфинитив (неопределенная форма глагола) — это не всегда сказуемое.
В случае, когда подлежащее и сказуемое выражены инфинитивами, первый из них стоит в начале предложения и его можно заменить отглагольным существительным, а второй поясняет его смысл.
В этом случае между подлежащим и сказуемым можно поставить слово «значит».
Курить — (значит) здоровью вредить (курить = курение).
3. Считают, что обособленное определение — это только причастный оборот и не "опознают" другие случаи.
Надо помнить
Обособленные согласованные определения могут быть выражены:
- причастными оборотами (Ветер, дувший с севера, к вечеру затих);
- прилагательными с зависимыми словами (На крыльце стояла корзина, полная грибов);
- одиночными прилагательными или причастиями (Тропинка, узкая, незаметная, петляла среди холмов).
Алгоритм выполнения задания 21
- Прочитать формулировку задания. Выяснить, о каком знаке препинания в нём идёт речь — запятой, тире, двоеточии.
- Прочитать текст. Выписать из него номера предложений, в которых есть этот знак препинания.
- Проанализировать каждое предложение: выполнить графический разбор и определить пунктуационное правило, в соответствии с которым поставлен знак.
- Рядом с номером каждого предложения записать пунктуационное правило, в соответствии с которым поставлен знак препинания.
- Записать в ответе номера всех предложений на одно правило.
При выполнении задания 21 надо иметь в виду
- Запятые в сложных предложениях — это три разных правила: запятая в ССП, запятая в СПП и запятая в СБП;
- случаи постановки двоеточия в сложном бессоюзном предложении в этом задании НЕ разграничиваются — они все считаются одним пунктуационным правилом; то же самое касается тире;
- в одном предложении могут быть несколько разных случаев постановки знаков препинания;
- если в тексте по несколько предложений на два разных пунктуационных правила, то выписывать следует номера только одной группы. Например, 1 и 3 — тире между подлежащим и сказуемым, а 5 и 8 — тире в сложном бессоюзном предложении. Значит, надо выписать или 13, или 58.
Примеры
Найдите предложения, в которых тире ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Таймыр — озеро в Азиатской части России, расположенное на полуострове Таймыр в Красноярском крае. (2)Название озера имеет эвенкийское происхождение от древнетунгусского «тамура» («ценный, дорогой, богатый») — так эвенки называли реку Таймыру, изобиловавшую рыбой. (3)Таймыр — самое северное в мире естественное крупное озеро; оно относится к бассейну Карского моря. (4)Само озеро представляет собой пресноводный водоём значительных размеров, вытянутый в широтном направлении на 180–190 км. (5)Через озеро протекает река Таймыра (до впадения в озеро — Верхняя Таймыра, после озера — Нижняя Таймыра),
берущая начало на южных склонах хребта Бырранга и впадающая в Таймырскую губу Карского моря.
(6)Первые исследования Таймыра — крупнейшего озера Красноярского края и пятого озера России по площади водного зеркала — были проведены Василием Прончищевым в 1730-х гг., когда была организована Великая Северная экспедиция.
1 — тире между подлежащим и сказуемым.
2 — тире при вводном предложении.
3 — тире между подлежащим и сказуемым.
5 — тире в неполных предложениях.
6 — тире при приложении.
Ответ: 13
Найдите предложения, в которых запятые ставятся в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Чудско-Псковское озеро, будучи третьим по величине на территории Европы, представляет собой озёрный комплекс. (2)Этот комплекс, расположенный на границе Ленинградской и Псковской областей и Эстонии, состоит из трёх частей. (3)Их иногда называют отдельными озёрами: Псковское, Чудское, Среднее. (4)Общая длина комплекса составляет 150 километров, ширина — 50 километров, общая площадь поверхности — 3550 квадратных километров. (5)Общая глубина озера составляет 6 метров — оно мелководно. (6)География озера обширна: в него впадает более 30 рек, а вытекает только одна — Нарва. (7)Для него характерны болотистые низменные берега; местами можно встретить поросшие соснами холмы и дюны. (8)Самый крупный город, построенный на российском побережье Чудско-Псковского озера, — Гдов. (9)На Чудско-Псковском озере располагаются 29 островов (обитаем только один из них), 22 из которых находятся на территории Чудского озера.
1 — обособленное обстоятельство
2 — обособленное определение
3 — однородные члены предложения
4 — сложное бессоюзное предложение
6 — сложносочинённое предложение
8 — обособленное определение
9 — сложноподчинённое предложение
Ответ: 29
Презентацию к уроку вы можете скачать здесь.
Другие материалы для подготовки к ЕГЭ, ОГЭ, а также идеи для ваших уроков на канале "Учительская мастерская".