Грицевец Сергей Иванович, биография которого описана в этой статье, прожил короткую, но яркую жизнь. По национальности - белорус. С 1931 года он был членом КПСС. Знаменитый летчик-истребитель. Первым в Советском Союзе был дважды удостоен звания Героя СССР.
Семья
Грицевец Сергей Иванович родился в крестьянской семье 19 июля 1909 года в Беларуси, в четырех километрах отсюда. Из Барановичей, в деревне Боровцы. Семья жила бедно, земли было очень мало, и существовала целая проблема с их прокормлением. Родителям приходилось работать неполный рабочий день. Сергей в детстве потерял мать и двух старших братьев - Василия и Владимира.
Во время Первой мировой войны в этих местах шли ожесточенные, кровопролитные сражения. И семья Сергея Ивановича переехала на Урал в деревню Шумиха, спасаясь от кайзеровских войск. Затем грицевцы отправились в Златоуст. Там отец Сергея устроился на работу автоинспектором. Все детство и юность наш герой провел в тех краях.
Образование
Сначала он окончил Шумхинское железнодорожное училище - семь. В 1931 году по комсомольской путевке его направили учиться в Оренбургскую военную школу летчиков, которую он окончил с отличием в 1932 году. Затем в 1936 году он поступил в Одесское военное училище.
Работа
Сразу после окончания института (в 1927 году) Сергей Грицевец пошел работать на станцию Шумиха. Но он проработал там недолго. И в том же году он перешел на Златоустовский механический завод учеником слесаря. А после обучения он начал работать в корпусном цехе.
Благодаря своему таланту работы с людьми в 1931 году он был избран секретарем комсомольской ячейки и комитета комсомола завода. Чуть позже он стал делегатом первого съезда барабанщиков.
ВОЕННАЯ СЛУЖБА
После окончания Оренбургского летного училища в 1932 году Сергей Иванович служил летчиком-истребителем в Киевском авиационном отряде. С 1933 года он стал командиром звена в первой Краснознаменской авиационной истребительной эскадрилье имени Ленина в Забайкальском военном округе.
Позже он командовал сначала отрядом, а затем полком. После окончания Одесского военного училища Сергея Ивановича пригласили остаться в нем работать. Так он стал инструктором пилотов.
С 1938 года, уже в звании старшего лейтенанта, Сергей Иванович Грицевец, биография которого тесно связана с авиацией, служил в летной школе специального назначения, которая была известна как 20-я Кировабадская. В нем он обучал испанских военных пилотов. Сергей не раз ходатайствовал о том, чтобы отправить его воевать в Испанию
ВОЙНА В ИСПАНИИ
В апреле 1938 года группа из сорока двух советских летчиков прибыла в Испанию. Но до конца мая по разным причинам состав группы сократился на двадцать пять человек. Пятеро погибли (один из них во время тренировки), двое пропали без вести, десять получили ранения, еще двое заболели, а шестеро были уволены как негодные к строевой службе.
В результате их заменила новая группа, состоящая из тридцати четырех пилотов. В нее вошли самые опытные пилоты, в том числе Сергей Грицевец. Летом 1938 года группа была отправлена в Испанию. Сергей взял семейный псевдоним Горев. До конца октября он участвовал во многих боях, совершив 115 боевых вылетов.
По официальным данным, лично сбил шесть самолетов противника и еще двадцать четыре в группе с товарищами по оружию. Особенно отличился в тяжелых боях на реке. Эбро. В этом районе повстанцы широко использовали новейшие истребители Me-109, которые были оснащены более мощными пушками и превосходили советские И-16 по скорости.
Согласно архивным документам, Сергей Иванович Грицевец, фото которого есть в этой статье, показал очень высокие результаты в Испании (42 боя, 7 лично сбитых самолетов противника). В декабре 1938 года Сергей стал майором, а в 1939 году ему было присвоено звание Героя СССР. И следует отметить, что он никогда не был капитаном. Ему сразу же присвоили звание майора после старшего лейтенанта. Самыми тяжелыми в Испании были последние три месяца, когда шли финальные бои. В то время Сергей лично сбил тридцать истребителей и бомбардировщиков.
РЕКА ХАЛХИН-ГОЛ
После испанской войны Сергею Ивановичу предложили должность начальника Борисоглебского военного авиашколы. Но он отказался от этого и отправился служить на Дальний Восток. В очередной раз Сергей Иванович продемонстрировал свое летное мастерство и сильный характер в блестящих боях в небе над рекой Халхин-Гол.
В то время японцы напали на Монголию. В результате на оборону республики была направлена военная техника и советские войска. Майор Сергей Иванович Грицевец присоединился к ним как один из лучших летчиков-истребителей.
В Монголии он летал на И-16, затем был назначен командиром отдельной группы истребителей "Чайка". С 22 июня по 30 августа 1939 года он совершил 138 боевых вылетов, сбил 12 самолетов противника. Там он совершил еще один подвиг, спасая командира семидесятого полка - Забалуева.
ДОСТИЖЕНИЯ И ПОДВИГИ
В 1935 году он возглавил команду из шести бойцов. Маршрут пролегал от Бочкарева до Спасска-Дальнего. Посадка была осуществлена в Хабаровске. Сергей Иванович с группой установил рекорд полета, выполнив его за сто девяносто минут.
Во время испанской войны Грицевец С.И. практически совершил подвиг, когда за полчаса (во время одного боя) сбил 7 самолетов противника (из них 5 Fiat-истребителей). Это было впервые в истории авиации. Сергей полетел на И-16. Во время боя его самолет был полностью изрешечен пулями, но ему все же удалось посадить его на аэродром. Многочисленные свидетели наблюдали за битвой. А английский корреспондент тогда написал отдельную статью о воздушном бое.
ПОДВИГ В МОНГОЛИИ
Во время войны в Монголии, когда японцы напали на республику, как уже упоминалось, Грицевец спас майора Забалуева, командира семидесятого истребительного авиаполка. Велась еще одна ожесточенная битва за территорию, которую захватили японцы. Японские истребители сбивали советские самолеты, управляемые советскими пилотами. И определить, кто был сбит - его или ее враг, было практически невозможно.
Но Сергей Иванович Грицевец, чей подвиг будут помнить веками и ставить в пример молодым пилотам, тем не менее заметил, что был сбит советский самолет. Острый взгляд охватил картину сражения и мгновенно оценил сложность ситуации. Японский истребитель, увидев легкую добычу, захотел догнать и добить падающий самолет противника. Но ему помешал Грицев.
Он резко направил свой истребитель на японцев и перекрыл линии от намеченных оборонительных рубежей. Бой продолжался в кулуарах, в то время как Сергей Иванович продолжал защищать самолет своего товарища. Через короткое время горящий истребитель воткнулся в землю. Из него выпрыгнул пилот. Это был майор Забалуев.
Он огляделся и посмотрел на небо. Увидев одинокого советского бойца, он помахал шлемом, прощаясь. Выжить было невозможно. До расположения советских войск было около шестидесяти километров. Для пешего путешествия это расстояние просто велико, потому что вокруг снуют японские самураи. А человек в степи - как на ладони.
И вдруг Забалуев увидел, что истребитель, который он заметил в небе, покачивая крыльями и улетая в восточном направлении, внезапно возвращается и идет на снижение. Это для многих было бы верной смертью. Но Грицевец Сергей Иванович не бросил своего товарища и пошел на риск, действуя с предельной точностью и осторожностью.
Немного попрыгав по кочкам, боец остановился рядом с майором. Но эти самолеты были одноместными, и казалось невозможным посадить второго пилота, а тем более подниматься и летать в очень сложных условиях. Грицевец смог усадить друга между своим бронированным пинчером и левым боком.
А через час Забалуев был на родном аэродроме, и Сергей Иванович покачивался в руках пилотов, которые подбрасывали его в воздух. Этот инцидент стал легендой, которая передавалась из уст в уста. И каждый был готов повторить этот подвиг, если такое случится.
В результате в конце августа 1939 года Президиум Верховного Совета Советского Союза принял решение установить бронзовые бюсты на родине награжденных за образцовое выполнение заданий и героизм. Получил свою награду и Сергей Грицевец - дважды Герой Советского Союза.
ТАКТИКА БОЯ
В своих группах он отрабатывал все тактические приемы, разработанные советскими летчиками. Например, разделение истребителей разных типов по высоте. Сначала противник атаковал "И-16", расположенный сверху. И они прижали врага к земле. И там врага встретила "И-15".
В боях над рекой Халхин-Гол Сергей Иванович был назначен командиром группы, летавшей на новых истребителях И-153, которые летчики ласково называли "Чайками". Грицевец Сергей Иванович не только быстро освоил новую машину, но и сразу оценил ее сильные стороны, которыми сразу же воспользовался. Он сам испытывал "Чайку" на разных высотах и режимах полета.
Новые самолеты сильно отличались от старых повышенной маневренностью. Но враг об этом не знал. Сергей Иванович приказал держать это в секрете, пока они не "клюнут". И вот, битва началась. Первым был Грицевец, за ним последовали остальные. Атака была лобовой. А это означало, что инициативой владеет один из противников, который быстро развернется, чтобы попасть в хвост. Противник не знал о возросшей маневренности новых истребителей. И как только увидел врага на хвосте, начал бросаться, но "Чайки" убили всех.
ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ
Информации о личной жизни знаменитого летчика-истребителя очень мало. Известно, что Сергей Иванович Грицевец был женат. Его жену звали Галина Орлова. У них было две дочери: Лариса и Нина. Жена Сергея Ивановича стала для него не только любимой женой, но и настоящим боевым другом.
По долгу службы они часто расставались. И расставание началось с первых лет службы. Во время отсутствия мужа Галина часто жила с матерью. Но долгая разлука не повлияла на их чувства, и они писали друг другу письма с любовью в предвкушении скорой встречи.
ХАРАКТЕР ПИЛОТА
Грицевец не любил помпезных и пышных мероприятий. Он был скромным, ненавязчивым человеком. От фанфар, которые он считал совершенно неуместными, он всегда старался держаться подальше. Он избегал чрезмерного внимания к себе. Его сердце было отзывчивым и добрым. О погибших товарищах, это причиняло боль до самой смерти.
СМЕРТЬ ЗНАМЕНИТОГО ЛЕТЧИКА-ИСТРЕБИТЕЛЯ
Но Сергею Ивановичу Грицевцу, дважды Герою Советского Союза, не удалось получить нужные ему знаки отличия. Согласно указу Президиума Верховного Совета, он был удостоен медали "Золотая звезда". Он был основан в октябре 1939 года.
Но Сергей Грицевец умер за месяц до этого. Его жизнь оборвалась в результате трагического несчастного случая. Тринадцатого сентября героев Халхин-Гола встречали на Центральном московском аэродроме. Сергею Ивановичу не удалось уклониться от "посиделок". После них он попросил власти отпустить его в Одессу, навестить беременную жену и дочь. Как будто он предчувствовал свою гибель.
Но его не отпустили, так как он должен был встретиться со Сталиным. А Грицевец был в списке гостей, и его отсутствие было бы сразу замечено. Но за Сергея Ивановича вступился комкот Смушкевич, и летчик эскадрильи Виктор Грачев вызвался отвезти в Одессу. Сергею Ивановичу дали всего один день - повидаться с женой и дочерью.
В Одессу Грицевец отправился со своим другом и соседом Павлом Коробковым. Четырнадцатого сентября летчики посетили родную школу, встретились с однополчанами. Перед вылетом в Москву Сергею Ивановичу вдруг захотелось сделать семейное фото на память. У него было предчувствие, что она будет последней в его жизни.
Они вернулись вовремя, но все равно чуть не пропустили встречу со Сталиным. Он подробно рассказал о предстоящей операции. Необходимо было освободить западные области Беларуси и Украины. Пятнадцатого сентября пилоты прибыли к новому месту службы. Вечером Сергей Иванович отправил телеграмму жене, что прибыл на место, все в порядке и служба начинается. Он обещал написать и просил не беспокоиться.
Но шестнадцатого сентября 1939 года Сергей Грицевец, биография которого могла бы быть и длиннее, погиб в авиакатастрофе. Это произошло в Витебской области, Оршанском районе, недалеко от деревни Болбасово. Сергей и майор Хара вылетели в 19:05 и направились в сторону Болбасово. Через некоторое время майор Чинас догнал их.
Необходимо было сосредоточиться только на железнодорожной линии Минск-Орша. Сначала Хара лидировал, но когда стемнело и видимость ухудшилась, Китаев полетел впереди. На самолетах не было радиосвязи, и им приходилось общаться жестами. Странно, что о вылете пилотов в Болбасово сообщили только в 19:55, когда над аэродромом появились три истребителя.
Видимость была отвратительной - дымка и низкие облака. Аэродром к приезду пилотов не был подготовлен. Посадочные прожекторы были сняты и доставлены на стрельбище, где в срочном порядке были подготовлены пулеметы. Несмотря на то, что аэродром в Болбасово считался лучшим и крупнейшим в Беларуси, взлетно-посадочная полоса не была электрифицирована. Ночная разметка с помощью керосиновых фонарей проводилась под руководством младшего техника Косторного.
Грицевец Сергей Иванович приземлился первым, по всем правилам. Опасаясь столкновения с другими истребителями, он выехал на нейтральную полосу и спросил дежурного офицера, все ли самолеты приземлились. И в это время приземлился майор Хара. Сергей Иванович нажал на газ, пытаясь увернуться от несущегося на него самолета, но не успел. Все закончилось в считанные секунды. Майору Хэйру повезло больше. Он остался жив и отделался легкими ранениями, нервным потрясением и ушибами. Китаев сел на полосу, и у него вообще не возникло никаких проблем.
ПОТЕРЯННЫЙ ПИЛОТ
Сразу, под горячку, в смерти Сергея Ивановича обвинили майора Хару. Впоследствии он был реабилитирован и установил, что причинами гибели одного из лучших пилотов-истребителей страны стали погода, неорганизованность, спешка принимающей стороны и отсутствие прожекторов, что делало его крайне опасным.
Скучающий Грицевец в спешке, без боевых товарищей и даже без родственников. Советское правительство решило не сообщать о гибели лучшего летчика-истребителя в день начала военной операции. Опасались, что это сообщение вызовет огромный резонанс. Родственники даже не были сразу уведомлены о его смерти. Могилу Сергею Ивановичу вырыли прямо рядом с аэродромом, даже не на кладбище, а в гарнизоне Болбасово.
На могиле была установлена обычная металлическая тумбочка с фотографией, звездочкой и надписью: "Дважды Герой СССР, майор С.И. Грицевец. 1909-1939 гг.». 31 октября 1939 года Совнарком принял решение увековечить память Сергея Ивановича. Вероятно, планировалось перенести могилу в Оршу. Но память об этом была увековечена только после войны.
ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ
Грицевец Сергей Иванович, памятник которому был установлен на месте гибели, навсегда останется в сердцах многих бойцов. В городе Барановичи знаменитый летчик-истребитель был увековечен в виде бронзового бюста. В Минске ему воздвигли памятник и
установили мемориальную доску. В Москве, Санкт-Петербурге и трех белорусских городах именем Сергея Ивановича названы улицы.
В Беларуси в его составе назван авиационный спортивный клуб ДОСААФ. На фасаде минской школы № 22, на здании, установлена мемориальная доска с портретом Сергея Ивановича.