Я не могу оставаться веселым, спокойным от своего счастья про несчастии ближнего.
Н. Н. Ге
Биография Н. Н. Ге.
Своей экзотической фамилией художник был обязан прадеду – французскому дворянину Matieu de Gay, бежавшему в Россию из страха перед Великой французской революцией. Обладатель вполне либеральных убеждений, Николай Ге потом будет шутить: вот ведь, дескать, глупость-то – от такого хорошего дела бежать.
Отец Ге носил уже вполне русские имя и отчество Николай Осипович, а своей матери Ге не знал – она умерла от холеры, когда Николаю было три месяца. Отец потом женился во второй раз, ему было не до сыновей – он был занятым человеком, волевым, успешным и довольно жёстким, а воспитанием Николая и двух его старших братьев занимались бабушка и «няня Наташа». Биографы считают, что сострадательный и отзывчивый характер Ге сформировало женское воспитание. А еще – острое чувство несправедливости происходящего вокруг.
Потом Ге отдали учиться в киевскую гимназию. Но и там ярче всего запомнились жестокости и унижения, которым подвергал детей надзиратель. «Он бил квадратной линейкой, – вспоминает Ге, – и один раз разломал её на чьей-то голове. Он рвал уши, – завиток уха отделялся трещиной, которая покрывалась постоянным струпом…»
Практичный отец настоял, чтобы Николай поступил на математическое отделение университета в Киеве. Проучившись здесь год, Ге перевёлся на ту же специальность в Санкт-Петербург. Он так радовался переезду, что изрисовал в киевской квартире все стены. Но не честолюбие гнало его в столицу империи. Мотивы предпочесть Санкт-Петербург Ге потом объяснит так: «Я стремился из провинции сюда, чтобы увидеть этого удивительного человека – Брюллова».
Творческий путь.
Творчество Николая Николаевича Ге (1831-1894), великого русского художника-гуманиста,, - ,явление мирового масштаба.
Путь Ге в искусстве был очень долгим, наполненным исканий и открытий; в нем видно несколько основных этапов.
- Начальный (1850-1856) - занятия в Академии художеств, озаренной авторитетом К. П. Брюллова, пора изучения навыков классицистической школы и интереса к романтизму.
- Второй период (конец 1850-х - 1860-е годы) пенсионерство в Италии. Овладел реалистическим методом в сложном "сосуществовании" с романтическими традициями. В это время увлекается истории и создает картину "Петр1 допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе".
- Последний, завершающий, период (с 1876 года и до конца дней) Ге переехал на хутор в Черниговской губернии. Там познакомился с Толстым, и Ге создает целый цикл картин, посвященный Христу, Евангелие.
Все эти периоды отражают единый сложный процесс роста профессиональной зрелости художника, духовного мужания человека.
В Академии художеств было не так все радужно. Академия находилась под влияния императорского двора. Вмешательство императора и его дочери-президента не знало предела, доходило порой до мелочной опеки, касалось сюжетов и даже деталей картин.
Преподаватели особо не учили. Большинство знаний и навыков молодые люди получали от общения с друг другом, с натурщиками, охотно делившимся воспоминаниями о Брюллове, о его разговорах и советах. Ему не пришлось учиться у «великолепного Карла»: умер в 1852-м, Ге тогда шёл 21-й год. А любимые натурщики Брюллова – Тарас из Ярославской губернии да Василий из Вологодской – так и продолжали позировать студентам Академии и развлекать их байками из жизни Карла Павловича.
Н. Н. Ге очень полюбил живопись Брюллова. Особенно "Последний день Помпеи ", да и другие произведения художника. Первая из картин маслом, собственного сочинения, была навеянная поэмой Лермонтова "Хаджи-Абрек"перекликается с Брюлловым. Многие картины Ге будут по сюжету перекликать с Брюлловым.
Ближайшие годы обучения прошли под знаком овладения теми средствами художественной выразительности, которые считались в Академии признаком профессиональной грамотности. Ге написал картину "Суд царя Соломона", но малую золотую медаль не получил. Зато в следующий, 1855 году Ге был удостоен малой золотой медали за работу "Ахиллеса оплакивает Патрокла".
Бедность и любовь.
Идеалист Ге живёт в бедности. Писать на заказ он не может – уверен, что это вредит искусству. А тратить на себя крохи, присланные отцом, – безнравственно, ведь вокруг столько нуждающихся. Угнетало ли это Ге? О нет! Ведь заботиться о личном комфорте – это мелочный эгоизм, а Ге запоем читает обожаемых Герцена и Белинского и мечтает о более справедливом общественном устройстве.
Примерно в это же время Николай Ге влюбился, причём влюбился заочно. Его другу Пармену регулярно приходили письма от сестры Анны, и Ге пристрастился их читать – секретов между друзьями не было. Незнакомая девушка потрясла воображение Ге возвышенным строем мыслей и рассудительностью. Вскоре и сам Ге вступил с ней в переписку и через несколько месяцев решил, что не женится ни на ком, кроме неё. Ей исполнится 24, а Ге 25 лет, когда они обвенчаются в черниговском селе Монастырище, чтобы прожить вместе всю жизнь. На свадьбу Ге подарит невесте статью «По поводу одной драмы» Александра Герцена – любимого их с Анной писателя." Портрет жена художника А. П. Ге"
Поездка за границу.
За картину "Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила" Ге присудили большую золотую медаль, а вместе с ней - право на поездку в Италию сроком на 6 лет. Но не дождались ни медали, ни казенных денег, Ге с молодой женой весной 1857 года выехал за границу. Ге посетил Швейцарию, Париж, Италию и другие замечательные места.
К 19 веку, особенно ко второй половине, художники стремились раскрыть нравственный перелом, некогда в начале новой эры пережитый человечеством. Христос как реальный человек 1 века нашей эры и его подвиг - провозглашение норм новой морали - показаны в различных произведениях.
В Италии появятся на свет двое сыновей Ге: Николай в 1857-м году в Риме, а Пётр – в 1859-м в городке Фраскатти. За границей он не мог найти себе покоя, душевного удовлетворения. Не мог найти собственные стиль в живописи, про Академию высказывался что учили пустякам и вздору. Настал момент, когда Ге ощутил, что ему нечего сказать в живописи. С каждым днём крепла решимость ехать в Россию, чтобы, заявить начальству Академии: он ничего не привёз, ничего не написал, поскольку убедился в полном отсутствии у себя таланта. Если бы его разочарование идеалиста тогда взяло верх, вряд ли мы бы сейчас говорили о выдающемся художнике Николае Николаевиче Ге.
В Италии русское искусство и русские художники интересовали меня еще более прежнего. В Риме я встретился со своими предшественниками, застал старых художников, и между ними знаменитого Иванова и его брата-архитектора. Иванов был перед выездом своим в Россию, куда вез свою знаменитую картину. Я успел ее еще увидеть.
То, что произошло потом, можно, не стесняясь, назвать откровением. Не особенно религиозный, но очень начитанный Ге взял перечитать Евангелие – и внезапно увидел все, о чём говорится, с необыкновенной реальностью. Увидел как картину. «И вдруг я увидел там горе Спасителя, теряющего навсегда ученика-человека. Близ него лежал Иоанн: он всё понял, но не верит возможности такого разрыва; я увидал Петра, вскочившего, потому что он тоже понял всё и пришёл в негодование – он горячий человек; увидел я, наконец, и Иуду: он непременно уйдёт. Вот, понял я, что мне дороже моей жизни, вот Тот, в слове Которого не я, а все народы потонут. Что же! Вот она картина!»
Спустя неделю картина " Тайная вечеря", написанная Николаем Николаевичем Ге на одном дыхании, была готова.
Возвращения в Россию.
В России картина художника имела громкий успех. Её неистово превозносили и столь же рьяно ругали (хотя бы за то, что Христа художник сделал похожим на запрещённого в России Герцена). Николаю Ге сразу же дали звание профессора Академии (причем минуя промежуточное звание академика – случай редчайший), а приобрести картину «Тайная вечеря» изъявил желание император Александр II.
Но возвращаться в Петербург насовсем художник не спешил. 13 лет в общей сложности его семья провела в Италии, пока Ге дозрел до этого шага. Его возвращение совпало с событием, он не мог не встретить одобрительно – «бунт 14-ти», протест 14-ти молодых художников против правил Академии, который выльется в движение передвижников. Сближение Ге с передвижниками произошло стремительно. Его, бывшего математика, назначили казначеем передвижных художественных выставок. На первой же из них картина Николая Ге с названием "Петр 1 допрашивает царевича Алексея" производит решительный фурор.
Неожиданно для многих он оставляет все дела в столице, распродает имущество и покупает заброшенный хутор Ивановское в Черниговской губернии, от которого до ближайшей железнодорожной станции не меньше 10-ти вёрст. Там художник с семьёй проживёт без малого 18 лет – до самой смерти.
Хутор Ивановское, Лев Толстой и Ге.
Ивановское станет для Ге примерно тем же, чем для Толстого была Ясная Поляна – «испытательным полигоном» для новой, более нравственной жизни. Толстой оказался особым человеком в биографии художника. Их связывала нежная дружба. Вслед за Толстым Ге отказался от наёмного труда, бросил курить, стал вегетарианцем. Если раньше художник славился отменным аппетитом и страстью к жареной говядине, то теперь он намеренно старался есть то, что ему не нравилось, – пшённую кашу, например. Он выучился печному делу, выкладывал печи крестьянам и уговаривал знакомую художницу хоть раз в жизни – ради него – вымыть у бедняков пол.
Главной темой его позднего творчества станут последние дни жизни Христа, а целью – разбудить равнодушие современников: «Я сотрясу все их мозги страданием Христа». Но его новая манера шокировала публику. Полотна мастера снимали с выставок, запрещали делать с них репродукции, их отказывался покупать возмущённый до глубины души Павел Третьяков . «Я устал защищать ваши картины, Николай Николаевич», – скажет Ге Крамской.
63-летний художник умер внезапно: вернулся из города на хутор, внезапно почувствовал себя плохо и в тот же вечер его не стало. Только ХХ век сможет осознать: в реалисте и передвижнике скрывался стихийный экспрессионист, а его поздние работы – не провал, а прорыв. Грандиозный прорыв художника ХIХ века к мучительной эстетике следующего столетия.