Найти в Дзене
История Искусства

Николай Николаевич Ге. Долгий путь гения.

Оглавление
Я не могу оставаться веселым, спокойным от своего счастья про несчастии ближнего.
Н. Н. Ге
Что есть истинна ? Н. Н. Ге.
Что есть истинна ? Н. Н. Ге.

Биография Н. Н. Ге.

Своей экзотической фамилией художник был обязан прадеду – французскому дворянину Matieu de Gay, бежавшему в Россию из страха перед Великой французской революцией. Обладатель вполне либеральных убеждений, Николай Ге потом будет шутить: вот ведь, дескать, глупость-то – от такого хорошего дела бежать.

Отец Ге носил уже вполне русские имя и отчество Николай Осипович, а своей матери Ге не знал – она умерла от холеры, когда Николаю было три месяца. Отец потом женился во второй раз, ему было не до сыновей – он был занятым человеком, волевым, успешным и довольно жёстким, а воспитанием Николая и двух его старших братьев занимались бабушка и «няня Наташа». Биографы считают, что сострадательный и отзывчивый характер Ге сформировало женское воспитание. А еще – острое чувство несправедливости происходящего вокруг.

Портрет Отца художника Н. О. Ге.
Портрет Отца художника Н. О. Ге.

Потом Ге отдали учиться в киевскую гимназию. Но и там ярче всего запомнились жестокости и унижения, которым подвергал детей надзиратель. «Он бил квадратной линейкой, – вспоминает Ге, – и один раз разломал её на чьей-то голове. Он рвал уши, – завиток уха отделялся трещиной, которая покрывалась постоянным струпом…»

Практичный отец настоял, чтобы Николай поступил на математическое отделение университета в Киеве. Проучившись здесь год, Ге перевёлся на ту же специальность в Санкт-Петербург. Он так радовался переезду, что изрисовал в киевской квартире все стены. Но не честолюбие гнало его в столицу империи. Мотивы предпочесть Санкт-Петербург Ге потом объяснит так:
«Я стремился из провинции сюда, чтобы увидеть этого удивительного человека – Брюллова».

Творческий путь.

Творчество Николая Николаевича Ге (1831-1894), великого русского художника-гуманиста,, - ,явление мирового масштаба.

Путь Ге в искусстве был очень долгим, наполненным исканий и открытий; в нем видно несколько основных этапов.

  1. Начальный (1850-1856) - занятия в Академии художеств, озаренной авторитетом К. П. Брюллова, пора изучения навыков классицистической школы и интереса к романтизму.
  2. Второй период (конец 1850-х - 1860-е годы) пенсионерство в Италии. Овладел реалистическим методом в сложном "сосуществовании" с романтическими традициями. В это время увлекается истории и создает картину "Петр1 допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе".
  3. Последний, завершающий, период (с 1876 года и до конца дней) Ге переехал на хутор в Черниговской губернии. Там познакомился с Толстым, и Ге создает целый цикл картин, посвященный Христу, Евангелие.

Все эти периоды отражают единый сложный процесс роста профессиональной зрелости художника, духовного мужания человека.

В Академии художеств было не так все радужно. Академия находилась под влияния императорского двора. Вмешательство императора и его дочери-президента не знало предела, доходило порой до мелочной опеки, касалось сюжетов и даже деталей картин.

Преподаватели особо не учили. Большинство знаний и навыков молодые люди получали от общения с друг другом, с натурщиками, охотно делившимся воспоминаниями о Брюллове, о его разговорах и советах. Ему не пришлось учиться у «великолепного Карла»: умер в 1852-м, Ге тогда шёл 21-й год. А любимые натурщики Брюллова – Тарас из Ярославской губернии да Василий из Вологодской – так и продолжали позировать студентам Академии и развлекать их байками из жизни Карла Павловича.

Н. Н. Ге очень полюбил живопись Брюллова. Особенно "Последний день Помпеи ", да и другие произведения художника. Первая из картин маслом, собственного сочинения, была навеянная поэмой Лермонтова "Хаджи-Абрек"перекликается с Брюлловым. Многие картины Ге будут по сюжету перекликать с Брюлловым.

"Последний день Понпеи" Карл Брюллов.
"Последний день Понпеи" Карл Брюллов.
"Хаджи-Абрек" Н. Н. Ге.
"Хаджи-Абрек" Н. Н. Ге.

Ближайшие годы обучения прошли под знаком овладения теми средствами художественной выразительности, которые считались в Академии признаком профессиональной грамотности. Ге написал картину "Суд царя Соломона", но малую золотую медаль не получил. Зато в следующий, 1855 году Ге был удостоен малой золотой медали за работу "Ахиллеса оплакивает Патрокла".

"Суд царя Соломона" Н. Н. Ге.
"Суд царя Соломона" Н. Н. Ге.
"Ахиллеса оплакивает Патрокла" Н. Н. Ге.
"Ахиллеса оплакивает Патрокла" Н. Н. Ге.

Бедность и любовь.

Идеалист Ге живёт в бедности. Писать на заказ он не может – уверен, что это вредит искусству. А тратить на себя крохи, присланные отцом, – безнравственно, ведь вокруг столько нуждающихся. Угнетало ли это Ге? О нет! Ведь заботиться о личном комфорте – это мелочный эгоизм, а Ге запоем читает обожаемых Герцена и Белинского и мечтает о более справедливом общественном устройстве.

Примерно в это же время Николай Ге влюбился, причём влюбился заочно. Его другу Пармену регулярно приходили письма от сестры Анны, и Ге пристрастился их читать – секретов между друзьями не было. Незнакомая девушка потрясла воображение Ге возвышенным строем мыслей и рассудительностью. Вскоре и сам Ге вступил с ней в переписку и через несколько месяцев решил, что не женится ни на ком, кроме неё. Ей исполнится 24, а Ге 25 лет, когда они обвенчаются в черниговском селе Монастырище, чтобы прожить вместе всю жизнь. На свадьбу Ге подарит невесте статью «По поводу одной драмы» Александра Герцена – любимого их с Анной писателя." Портрет жена художника А. П. Ге"

"Портрет жена художника А. П. Ге с сыновьями." Н. Н. Ге.
"Портрет жена художника А. П. Ге с сыновьями." Н. Н. Ге.

Поездка за границу.

За картину "Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила" Ге присудили большую золотую медаль, а вместе с ней - право на поездку в Италию сроком на 6 лет. Но не дождались ни медали, ни казенных денег, Ге с молодой женой весной 1857 года выехал за границу. Ге посетил Швейцарию, Париж, Италию и другие замечательные места.

"Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила". Н. Н. Ге.
"Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила". Н. Н. Ге.
К 19 веку, особенно ко второй половине, художники стремились раскрыть нравственный перелом, некогда в начале новой эры пережитый человечеством. Христос как реальный человек 1 века нашей эры и его подвиг - провозглашение норм новой морали - показаны в различных произведениях.

В Италии появятся на свет двое сыновей Ге: Николай в 1857-м году в Риме, а Пётр – в 1859-м в городке Фраскатти. За границей он не мог найти себе покоя, душевного удовлетворения. Не мог найти собственные стиль в живописи, про Академию высказывался что учили пустякам и вздору. Настал момент, когда Ге ощутил, что ему нечего сказать в живописи. С каждым днём крепла решимость ехать в Россию, чтобы, заявить начальству Академии: он ничего не привёз, ничего не написал, поскольку убедился в полном отсутствии у себя таланта. Если бы его разочарование идеалиста тогда взяло верх, вряд ли мы бы сейчас говорили о выдающемся художнике Николае Николаевиче Ге.

В Италии русское искусство и русские художники интересовали меня еще более прежнего. В Риме я встретился со своими предшественниками, застал старых художников, и между ними знаменитого Иванова и его брата-архитектора. Иванов был перед выездом своим в Россию, куда вез свою знаменитую картину. Я успел ее еще увидеть.

То, что произошло потом, можно, не стесняясь, назвать откровением. Не особенно религиозный, но очень начитанный Ге взял перечитать Евангелие – и внезапно увидел все, о чём говорится, с необыкновенной реальностью. Увидел как картину. «И вдруг я увидел там горе Спасителя, теряющего навсегда ученика-человека. Близ него лежал Иоанн: он всё понял, но не верит возможности такого разрыва; я увидал Петра, вскочившего, потому что он тоже понял всё и пришёл в негодование – он горячий человек; увидел я, наконец, и Иуду: он непременно уйдёт. Вот, понял я, что мне дороже моей жизни, вот Тот, в слове Которого не я, а все народы потонут. Что же! Вот она картина!»

Спустя неделю картина " Тайная вечеря", написанная Николаем Николаевичем Ге на одном дыхании, была готова.

"Тайная вечеря" Н. Н. Ге.
"Тайная вечеря" Н. Н. Ге.

Возвращения в Россию.

В России картина художника имела громкий успех. Её неистово превозносили и столь же рьяно ругали (хотя бы за то, что Христа художник сделал похожим на запрещённого в России Герцена). Николаю Ге сразу же дали звание профессора Академии (причем минуя промежуточное звание академика – случай редчайший), а приобрести картину «Тайная вечеря» изъявил желание император Александр II.

Но возвращаться в Петербург насовсем художник не спешил. 13 лет в общей сложности его семья провела в Италии, пока Ге дозрел до этого шага. Его возвращение совпало с событием, он не мог не встретить одобрительно – «бунт 14-ти», протест 14-ти молодых художников против правил Академии, который выльется в движение передвижников. Сближение Ге с передвижниками произошло стремительно. Его, бывшего математика, назначили казначеем передвижных художественных выставок. На первой же из них картина Николая Ге с названием "Петр 1 допрашивает царевича Алексея" производит решительный фурор.

"Петр 1 допрашивает царевича Алексея" Н. Н. Ге.
"Петр 1 допрашивает царевича Алексея" Н. Н. Ге.

Неожиданно для многих он оставляет все дела в столице, распродает имущество и покупает заброшенный хутор Ивановское в Черниговской губернии, от которого до ближайшей железнодорожной станции не меньше 10-ти вёрст. Там художник с семьёй проживёт без малого 18 лет – до самой смерти.

Хутор Ивановское, Лев Толстой и Ге.

Ивановское станет для Ге примерно тем же, чем для Толстого была Ясная Поляна – «испытательным полигоном» для новой, более нравственной жизни. Толстой оказался особым человеком в биографии художника. Их связывала нежная дружба. Вслед за Толстым Ге отказался от наёмного труда, бросил курить, стал вегетарианцем. Если раньше художник славился отменным аппетитом и страстью к жареной говядине, то теперь он намеренно старался есть то, что ему не нравилось, – пшённую кашу, например. Он выучился печному делу, выкладывал печи крестьянам и уговаривал знакомую художницу хоть раз в жизни – ради него – вымыть у бедняков пол.

Главной темой его позднего творчества станут последние дни жизни Христа, а целью – разбудить равнодушие современников: «Я сотрясу все их мозги страданием Христа». Но его новая манера шокировала публику. Полотна мастера снимали с выставок, запрещали делать с них репродукции, их отказывался покупать возмущённый до глубины души Павел Третьяков . «Я устал защищать ваши картины, Николай Николаевич», – скажет Ге Крамской.

"Мария, сестра Лазаря, встречает Христа, идущего к ним в дом" Н. Н. Ге.
"Мария, сестра Лазаря, встречает Христа, идущего к ним в дом" Н. Н. Ге.
"Выход Христа с учениками с Тайной вечери в Гефсиманский сад" Н. Н. Ге.
"Выход Христа с учениками с Тайной вечери в Гефсиманский сад" Н. Н. Ге.
«В Гефсиманском саду» Н. Н. Ге.
«В Гефсиманском саду» Н. Н. Ге.
Суд Синедриона. «Повинен смерти». Н. Н. Ге.
Суд Синедриона. «Повинен смерти». Н. Н. Ге.
"Голгофа" Н. Н. Ге.
"Голгофа" Н. Н. Ге.
"Распятие" Н. Н. Ге.
"Распятие" Н. Н. Ге.

63-летний художник умер внезапно: вернулся из города на хутор, внезапно почувствовал себя плохо и в тот же вечер его не стало. Только ХХ век сможет осознать: в реалисте и передвижнике скрывался стихийный экспрессионист, а его поздние работы – не провал, а прорыв. Грандиозный прорыв художника ХIХ века к мучительной эстетике следующего столетия.