Найти в Дзене
Дамба Истории

Николаенко Павел Петрович. Часть 4. Начало войны - Повенец.

ДАЛЕЕ НАЗАД НАЧАЛО

Уже в первые дни войны 23-летнему комсомольцу Николаенко РК КПСС и ВОЕНКОМАТ поручают организовать мобилизацию в селе Крестьянка.

С июля 1941 года Павел Николаевич осознанно решает стать командиром Красной Армии. Проходит ускоренные курсы в Кемеровском пехотном училище, и в ноябре получает звание лейтенанта. Скорее всего, это фрагмент фотографии выпуска Кемеровского училища – на заднем фоне курсанты, ставшие лейтенантами.

Лейтенант Николаенко. Ноябрь 1941.
Лейтенант Николаенко. Ноябрь 1941.

Эти лейтенанты встали в строй после героической гибели младшего и среднего командного состава Красной Армии в первые месяцы войны. Эта новая волна ярости благородной, вставшая из трудового народа, сходу постигавшая военное дело, возьмет на себя обучение и воспитание новых бойцов, разгромит вооруженные и опытные орды и приведет Красную Армию в Берлин.

Из письма Николаенко мамонтовцам на 200-летний юбилей:

На фронт я был мобилизован на 3-й день войны. А первые двое суток по поручению РК КПСС и райвоенкомата проводил мобилизацию личного состава и техники в Крестьянке.

С июня по ноябрь 1941 г я учился в Кемеровском пехотном училище (ускоренный курс) и, после окончания училища, получив офицерское звание, был отправлен на фронт, где провоевал 1260 дней и ночей на Карельском, Ленинградском, 3-ем Белорусском и 1-ом Украинском фронтах. На фронте вырос от лейтенанта до полковника, от командира взвода до командира стрелкового полка. Участвовал в многочисленных боях, освобождал Карелию, Польшу, участвовал в изгнании фашистов с Германии, Австрии, Венгрии, Чехословакии, Румынии.

Повенец - Карельский фронт.

В ноябре 1941-го лейтенант Николаенко прибывает на Карельский фронт. Получает стрелковый взвод во втором батальоне 1072-го стрелкового полка 313-й дивизии, которая вела тяжелые оборонительные бои у города Медвежьегорск.

В то же ноябре командиром дивизии становится опытный полковник Григорий Васильевич Голованов, сделавший дивизию одной из лучших в Карелии. «Воюйте, как головановцы!» - писали во фронтовых газетах.

Григорий Васильевич Голованов
Григорий Васильевич Голованов

Голованов – истинный образец преемственности в вооруженных силах Советского Союза. Прошел довоенную службу в Приволжском округе под командованием бывших и восходящих светил: командира знаменитой чапаевской дивизии Кутякова, легенды Революции и Гражданской Дыбенко и двух полковников - Василевского (будущий маршал Победы, Герой Советского Союза) и Трофименко (будущий генерал-полковник, Герой Советского Союза). Голованов – высочайший специалист тылового обеспечения и тактики, высоконравственная личность.

Дивизия, остановив наступление превосходящих белофиннов, закрепилась на восточном берегу Беломорканала у поселения Повенец.

Дальше врагу пройти не дали - лавина воды, обрушенная подрывом шлюзов, затопила Повенец вместе с находящимися там финнами и вооружением. Безводный канал стал линией фронта до далекого 1944 года.

На три года сошлись в смертельной схватке две непримиримые силы. Алчный, самоуверенный, но истощенный враг. И красноармейцы, в количестве недостаточном для наступления, но отвагой, яростью, упорно осваиваемым опытом и духом возмездия методично и планомерно уничтожавшие финнов.

За три года из специалистов обороны вырастут специалисты наступления на всех уровнях – от взводов до дивизий. Летом 1944-го Красная Армия прорвёт финский фронт на всей линии от Повенца до Массельская и за месяц выдворит белофиннов с большей части Советской Карелии.

Что известно о начале боевой судьбы Николаенко у поселения Повенец?

Сначала общая обстановка.

-3

Удержание линии фронта от Повенца до Массельская имело, как минимум, два стратегических значения.

На левом южном фланге Красная Армия не дала белофиннам выполнить главную задачу, которую ставил перед ними Гитлер – окружить Ленинград вторым кольцом.

Неприступный оплот на правом северном фланге у большого озера Сегозеро обрубил планы врага пройти к Кировской железной дороге, которая стала второй «дорогой жизни», как тогда ее называли. Лендлиз от Мурманска направлялся по Кировской ветке, а затем – по Архангельской железной дороге. Этот спасительный «кировский» поворот оборонялся на северном фланге, потому что основная железная дорога южнее поселения Массельская была захвачена врагом.

Нам, потомкам, повезло, что командир Голованов и начальник штаба Крапивин 313-й дивизии имели литературный дар и оставили мемуары.

Эти воспоминания – настоящий клад для историков, а нам дают понять становление нашего героя.

Николаенко отлично знал Василия Ивановича Крапивина, а книгу «313-я Петрозаводская» своего боевого товарища хранил и часто перечитывал:

«У меня есть книга «313-я Петрозаводская» под редакцией нач.штаба 313 с.д. Крапивина, которого я хорошо знал. Там для меня все родное и знакомое».

-4

Голованов оставил едва ли не лучшие мемуары о Карельском фронте, которые не были опубликованы, но оцифрованы учениками поселения Повенец, хранятся в школьном музее.

На фотографии Григорий Васильевич с дочерью Марией, которая была медсестрой медсанбата дивизии.

Голованов с дочерью Марией
Голованов с дочерью Марией

Вдумайся, читатель!

Дочь не отсиживалась за спиной отца-офицера, воевали вместе!!!

В мемуарах Голованова нам особенно важны два момента: Снайперы и Бабенко.

ДАЛЕЕ НАЗАД НАЧАЛО