«Тебе, сестра моя, я пишу в последний раз. Меня только что приговорили. Не то, чтобы к позорной смерти, это для преступников, но мне суждено уже вскоре встретиться с твоим братом. Невинная, как и он, я надеюсь проявить ту же твердость, что и он в свои последние минуты. Я спокойна, как это бывает, когда совести не в чем нас упрекнуть. Мне бесконечно грустно, что я оставляю своих бедных детей. Ты знаешь, что я живу только для них, и ты, моя добрая и нежная сестра, ты, кто из дружбы , пожертвовала всем, чтобы быть с нами, в каком положении я оставляю тебя! Из судебных бумаг я узнала, что моя дочь разлучена с тобой. Боже мой! Я не смею писать бедной девушке, она не получит моего письма. Я даже не знаю, дойдет ли эта прощальная записка до вас. Примите через это письмо мое благословение для обоих моих детей.
Я надеюсь, что однажды, когда они станут старше, они смогут встретиться с тобой и я знаю, что они найдут у тебя любовь и заботу. Пусть они знают, что я никогда не перестаю благословлять их. Пусть помнят, что принципиальность и точное выполнение своих обязанностей составляют фундаментальную основу их жизни, что их дружба и взаимное доверие принесут им счастье. Пусть моя дочь и через годы помнит, что у нее есть брат, что она всегда должна помогать своему брату советом, потому как у нее уже больше опыта, чем у него. Пусть помнит, что дружба между ними может вдохновить его. Пусть мой сын, в свою очередь, оказывает своей сестре все внимание, услуги, на которые может вдохновить дружба. Путь не забывают, что в любой ситуации, в которой они могут оказаться, они не будут по-настоящему счастливы, если они не будут вместе. Пусть они берут пример с нас. Ведь в беде наша дружба давала нам утешение, а в радости мы были вдвойне счастливы тем, что можем разделить ее. Да и где мы можем найти лучших и самых дорогих друзей, если не в нашей собственной семье? Пусть мой сын никогда не забудет последних слов своего отца, которые я не раз повторяла ему:
«Пусть он никогда не попытается отомстить за нашу смерть».
Я должна упомянуть кое-что очень болезненное для моего сердца. Я прекрасно знаю, что этот ребенок, мой сын, причинил тебе много боли. Прости его, дорогая сестра. Подумай о его возрасте, а также о том, как легко заставить ребенка говорить то, чего он не хочет, не знает и даже не понимает. Я верю, настанет день,когда он искупит свою вину перед тобой.
Мне остается доверить тебе свои последние мысли. Я хотела написать тебе еще в начале процесса, но мне не разрешили, а сам прогресс был настолько быстрым, что я и не успела.
Я умираю в католической вере, в религии моих родителей, в которой я была воспитана и которую всегда исповедовала. Не имея никакого духовного утешения, я даже не искала священников этой религии здесь, в том месте, где я нахожусь. Я искренне прошу прощения перед Богом за все ошибки, которые я, возможно, совершила в своей жизни. Я надеюсь, что по своей доброте Он будет достаточно добр, чтобы принять мои последние пожелания, а также те, которые я исполняла в течение своей жизни. Надеюсь, что Он сможет принять мою душу в Своей милости и Своей благости.
Я прошу прощения перед всеми, кого знаю, и перед тобой, моей сестрой, в частности, за все огорчения, которые я, возможно, ненароком причинила тебе. Я прощаю всем своим врагам то зло, которое они мне причинили. Здесь я прощаюсь с моими тетушками и со всеми моими братьями и сестрами, с моими друзьями. Мысль о том, чтобы расстаться с ними навсегда, и их горе - одно из самых больших страданий, которые я уношу с собой. Когда я умру, пусть они знают, по крайней мере, что даже в последнюю минуту я думала о них.
Прощай, добрая и нежная сестра. Дойдет ли это письмо до твоих рук? Всегда помни обо мне. Я посылаю тебе поцелуй от всего сердца, а также моим бедным и любимым детям. Боже мой! Как горько расставаться с ними навсегда. Пока-пока! У меня нет иного выбора, кроме как выполнять свои духовные обязанности, поскольку я не хозяйка своих действий. Ко мне могут привести священника, но настоящим я заявляю, что не скажу ему ни слова и что я буду обращаться с ним как с абсолютным незнакомцем».
Это письмо было написано Марией-Антуанеттой 16 октября 1793 года, за несколько часов до того, как ее повели на гильотину. Оно было адресовано невестке, мадам Элизабет, но так и не дошло до адресата. В конце письма стоит подпись одного из тех, кто судил и приговорил ее к смертной казни.
Королева была гильотинирована на площади Революции и, по словам даже ее самых стойких врагов, до последнего момента вела себя с большим достоинством. Ее тело постигла та же участь, что и тело Людовика XVI, оно было брошено в общую могилу на кладбище Магдалины. Мадам Елизавета была казнена там же 10 мая 1794 года. Сестра короля утешала всех осужденных вместе с ней своими словами и поступками, проявляя необыкновенную уравновешенность и доброту.
Спасибо, что дочитали статью до конца. Подписывайтесь на канал. Оставляйте комментарии. Делитесь с друзьями. Помните, я пишу только для Вас.