Найти тему
Известное не многим!

Почему англичане потопили 116 из 156 немецких подводных лодок в конце Второй мировой войны?

Оглавление

На Потсдамской конференции глав государств, состоявшейся в Берлине в конце июля 1945 года, странами-победителями было принято решение, что каждая из трех стран (СССР, Великобритания, США) возьмет по десять немецких подводных лодок для изучения. Остальные же должны быть уничтожены.

В период с августа по октябрь была создана Трехсторонняя военно-морская комиссия с участием британских, американских и советских представителей для выбора 30 подводных лодок, которые останутся у трех держав. Завершив свою работу, комиссия на заседании 29 октября 1945 г. согласилась, что все оставшиеся подводные лодки должны быть уничтожены таким образом, чтобы исключить возможность их повторного использования кем-либо: путем вывода в открытое море, и затопления на глубине больше 100 метров.

Поскольку подавляющее большинство подводных лодок находилось в руках британцев — после их капитуляции они были отбуксированы на стоянки в портах Шотландии и Северной Ирландии. Впоследствии было решено, что Королевский флот будет нести ответственность за их уничтожение. Крайний срок завершения работ - 15 февраля 1946 года.

Немецкие подводные лодки в порту Лисахалли, Северная Ирландия, июнь 1945 года
Немецкие подводные лодки в порту Лисахалли, Северная Ирландия, июнь 1945 года

Операция "Дэдлайт"

Британцы немедленно начали то, что они назвали операцией «Дэдлайт», поскольку хотели завершить ее до начала зимних штормов. Было решено, что начиная с 25 ноября 86 подводных лодок у озера Лох-Райан и 30 подводных лодок у Лисахалли будут буксироваться на 180 миль в Атлантический океан к точке к западу от Шотландии и к северо-западу от Ирландии в международные воды.

Некоторые из подводных лодок будут использоваться в качестве мишеней британскими бомбардировочными эскадрильями, другие будут затоплены с помощью подрывных зарядов.

Однако все пошло не по плану. Многие из подводных лодок ржавели на якорях без ремонта по полгода и находились в плачевном состоянии. Когда их отбуксировали в бурные воды Атлантики, около половины из них затонули не добравшись до нужной точки. Только два были затоплены подрывными зарядами так как было сочтено слишком опасным, чтобы минеры пытались подняться на борт подводных лодок в плохую погоду. Вместо этого британские военные корабли (и по крайней мере один польский эсминец ORP Krakowiak) потопили дрейфующие подводные лодки артиллерийским огнем. Британские подводные лодки потопили семь и самолеты 13 (вместо запланированных 36).

На то, чтобы потопить все подводные лодки несколькими партиями, ушло около шести недель. 8 января 1946 г. командир военно-морской базы Росайт в Шотландии сообщил, что было потоплено 114 подводных лодок; остальные два были потоплены 10 и 12 февраля, незадолго до крайнего срока.

Другие затопления немецких подводных лодок

Королевский флот также потопил четыре немецкие подводные лодки, сдавшиеся в плен на Дальнем Востоке, в Сингапуре и на Яве. ВМС США потопили еще четыре подводные лодки, перешедшие под его контроль, две на восточном побережье США и две в оккупированной Германии.

Также были три немецкие подводные лодки, захваченные американскими войсками в японских портах. Были некоторые споры о том, должны ли они быть затоплены, или нет, поскольку это были японские подводные лодки, переданные им Германией, а не немецкие подводные лодки как таковые. В конце концов, в апреле 1946 года Соединенные Штаты все равно решили их уничтожить.

Подготовка к затоплению
Подготовка к затоплению

В заключение следует отметить, что никому из союзников в 1945 г. особо не понадобились субмарины иностранной постройки, использующих несовместимые запчасти и расходные материалы, для эксплуатации которых их собственные экипажи не были обучены, и большинство из них находились в плачевном состоянии. Таким образом, они больше заботились о том, чтобы их соперники не нашли способ их использовать, чем пытались использовать самостоятельно. Поэтому потопление рассматривалось более предпочтительным вариантом.

Почему подводные лодки затопили а не отправили на слом?

Подводные лодки решили уничтожить, а не утилизировать по нескольким причинам:

Стоимость рабочей силы и ресурсов для утилизации подводных лодок превышало стоимость стали, которая может быть извлечена.

Учтите также, что после окончания Второй мировой войны буквально миллионы тонн излишков военной техники лежали неиспользованными. Рынок металлолома был перенасыщен. Разобрать подводную лодку гораздо сложнее, чем утилизировать, скажем, автомобиль. Его нужно доставить в сухой док и медленно разрезать с помощью ручных инструментов. Металл часто покрывался ржавчиной, а на борту имелись всевозможные опасные загрязнители, такие как мазут, не говоря уже о сжатом воздухе и взрывчатых веществах. Много грязной, небезопасной и дорогой работы за очень маленькое вознаграждение.

Склад трофейных мотоциклов
Склад трофейных мотоциклов

Во-вторых, подводные лодки должны были быть затоплены на большой глубине, чтобы никто не мог извлечь из них выгоду. Холодная война с ее подозрениями и соперничеством между Западом и Востоком уже начиналась, и даже если советское правительство разумно знало, что британцы или американцы не получат особой выгоды от сохранения подводных лодок вместо их уничтожения, они не хотели идти на такой риск. И наоборот, конечно.

Большое количество информации я собираю из иностранных источников, который оказался для меня просто огромным кладезем того, что сложно найти в русскоязычным интернете. Если вам нравится то что я делаю, подписывайтесь на канал. Для меня это очень важно!