Найти тему

В Японию не на самолёте

Обратимся к «библии» путешественников - путеводителю Бедекер . В 1914 году сообщение с Японией было организовано удобно, практично и разнообразно. Существовали даже прямые билеты Москва - Цуруга, Москва - Нагасаки , Одесса- Нагасаки , Одесса-Цуруга. Петербург - Владивосток - Цуруга и пр . Можно было легко добраться из России в Японию , пользуясь связкой поезд+пароход . Из Европы, конечно же , все ездили по Транссибу через Петербург и Москву. Из Москвы путь в Японию начинался с Ярославского вокзала.

-2

В 1914 году железную дорогу, ведущую на Дальний Восток, уже называли Транссибом- транссибирской магистралью, Trans-Siberia Railway, тогда как изначально эту дорогу называли Великий Сибирский путь - Grand Chemin de la Siberie. Дорога была построена в 1901 году, введена в эксплуатацию в 1903 году. Отдельные участки дороги закольцовывали до 1914 года. Поэтому не случайно, что именно в 1914 году появилось несколько видов поездов:

-3

Международный поезд, Казенный поезд, Пассажирский поезд и Почтовый поезд. Пользователям «пассажирского поезда» как раз предоставлялась возможность купить прямой билет «Москва - Цуруга» , «Москва -Нагасаки» и «Москва -Шанхай». Конечно же , сначала нужно было доехать до Владивостока, а потом пересесть на корабль. Но билет был прямой, а значит, это было дешевле, нежели покупать два отдельных билета - и на корабль и на поезд. Путешествие от Москвы до Цуруги (Иокогама) через Владивосток длилось 12 дней и стоило 365 руб. 19 копеек первым классом, 250 руб.51 коп. вторым классом. До Нагасаки тоже можно было доехать за 12 дней, но стоимость билета была дороже - 380 руб. 48 коп. или 265 руб. 81 коп. соответственно. Чтобы прибыть в Шанхай, требовалось 14 дней. «Пассажирский поезд» ходил каждый день.

-4

Самым дешёвым был «почтовый поезд» . Он был и самым медленным - 13 дней от Москвы до Владивостока. Хотя тоже курсировал каждый день . Билет первого класса до Владивостока стоил 158 руб. 93 копейки, второго - 96 руб. 76 копеек.

Самыми быстрыми - express - train, т.е. скорыми поездами, были «Казенный поезд» ( State Railways) и «Международный поезд» ( International Sleeping Car Co.) . Каждый из них ходил один раз в неделю и до Владивостока доезжал за 8 2/3 дня. Эти поезда стоили гораздо дороже. От Москвы до Владивостока первый класс стоил 327 руб.44 коп. , второй класс - 212 руб. 77 коп. В случае, если пассажир хотел ехать один в двухместном купе первого класса , за такой билет нужно было заплатить 523 руб.70 копеек. Из Берлина до Владивостока билет стоил 673/424 марки. Из Лондона до Владивостока 38/25 фунтов. Примечательно, что цены за билет указывались строго в валюте той страны, откуда пассажир предполагал выезжать. Общей цены в долларах в 1914 году не существовало. Купе первого класса были рассчитаны на двух человек, второго - на четырёх. Если покупали билеты в России, они были действительны 22 дня. Если покупали за границей - 3 месяца. В случае, когда пассажир прерывал путешествие на некоторое время для осмотра и пребывания в том или другом городе, он должен был купить дополнительный новый «билет на место» - seat ticket. Транзитные пассажиры из Западной Европы или Дальнего Востока должны были иметь загран. паспорта с визой, поставленной в одном из русских консульств . Зарегистрированный багаж досматривался только на границе страны, которая являлась конечным пунктом путешествия. Билеты до/от Дальнего Востока , совместные с пароходными компаниями, имели срок действия 2 года. Такие билеты могли начинаться или заканчиваться в Шанхае, Йокогаме, Кобе и Нагасаки.

-5

По прибытию во Владивосток можно было немного отдохнуть в отеле, а можно было и сразу же отправиться в порт, чтобы сесть на пароход. Полагаю , что обладатели дешевых прямых билетов так и делали. Пароходные пассажирские компании предоставляли довольно большой выбор. Добровольный флот ходил до порта Цуруга два раза в неделю. Поездка занимала 40 часов и стоила 37 руб., all inclusive. Японские пароходы компании Nippon Yusen Kaisha (Mitsui) имели свои линии до Кобе, Нагасаки, Гонг-Конга и прочих портов. Для тех , кто не хотел ехать на поезде по Сибири, можно было судами Доброфлота доплыть за 500 руб от Нагасаки до Одессы (через Владивосток) всего за каких-то 40-45 дней. Правда , после соединения в 1914 г. всех частей Транссиба , таких желающих становилось все меньше и меньше. Множество японцев с 1903 года путешествовали по Транссибу в Европу, поэтому до наших дней в японском языке сохранилось слово «Сибэриа» - «Сибирь» - シベリア

«Треугольник Сибэриа»
«Треугольник Сибэриа»

Это такие пирожные - треугольный кусочек бисквитного торта, пропитанный плодово-ягодным вареньем или японским мармеладом ёкан. Как говорят японцы , подобные полоски подавали к чаю в вагонах транс-сибирской магистрали . Это был самый распространённый и дешевый десерт. До сих пор их делают и продают в японских магазинах. Может быть, наступило время для нашей РЖД вспомнить про этот десерт и внедрить его сейчас вместе со спец.программами по Транссибу для японцев и не только, как это было в советском «Интуристе»? А Компания «Мицуи» , может быть , подумает про возрождение пароходной линии Владивосток - Йокогама? Back to the future!

-7

Автор: Светлана Хруцкая