Василий Перов не закончил свою картину. И даже не дал ей названия. Обычно её называют "Приезд институтки к слепому отцу".
А можно бы назвать "Мечты и реальность"...
Семь лет девочка училась в закрытой школе (в Смольном?), и все семь лет ей внушали, что самое лучшее в жизни - богатство, праздность, самый большой позор - это "работать из денег", а счастливый лотерейный билет - окончить институт "с бантом и шифром" - получить место фрейлины. Замужество за придворной "каменной стеной" обеспечено.
И вот - диплом получен! Но, очевидно, "без банта" - ко двору не пригласили... Документ даёт право... РАБОТАТЬ! Домашней учительницей.
Но может, отец избавит от жалкой участи?
А отец, оказывается, ослеп! Должность, конечно, потерял.
Жалко его... да и себя ведь жалко!
Рассчитывать здесь не на что: не нажил отец богатства. Вот даже с извозчиком расплачивается мать, а не служанка.
Кормить себя самой... решиться надо. Стыдно ведь...
Разбогатевший купец, конечно, готов платить обедневшей дворянке, хотя и не очень понимает: чему же эта мамзель может научить его сына? И в самом деле, чему, если этот сынок - типичное "не хочу учиться, хочу жениться"?
А приказчики, столпившиеся в дверном проёме, откровенно смеются!
(Зарисовка школьных нравов нашего времени: вот такой же пятнадцатилетний балбес начал подмигивать пятидесятилетней учительнице:
- А что если я на вас женюсь?
- А что, я согласна. Сегодня же приду к твоим родителям и скажу: "Здравствуйте, я ваша сноха. Ваш сын сделал мне предложение!"
Само собой, балбеса прозвали "женихом". Но ожидать такого ответа от застенчивой смолянки совершенно невозможно, увы.)
История, у которой не может быть счастливого окончания. Даже если учительница решится уехать в село, в земскую школу. Не идеализм приведёт её сюда, не любовь к народу и стремление его просвещать, а просто безвыходность... Как на картине Валентина Серова:
Ни весна, ни сирень не радуют: не об этом мечталось!
(Ещё о художниках и иллюстраторах: