Чем ей удивить изысканных, искушенных французов? Она некрасива – худое лицо, глаза навыкате, толстый нос, выпяченная нижняя губа. Не слишком знатная – мать, правда, аристократка из древнего рода, зато отец из банкирского дома Медичи; обоих давно нет в живых. Екатерину выбрали в невесты французскому принцу Генриху по протекции папы Климента VII, он тоже Медичи, к счастью. Еще у нее богатое приданое – золотые дукаты, земли - но это само собой разумеется… Так чем же их удивить?
Под каблуком
Во Флоренции 14-летняя Екатерина идет к знаменитому обувщику; тот делает для невесты изящные туфли на высоком каблуке, даже во Франции таких не носят. Вот вам и итальянская купчиха! Двор в Париже сражен. Осенью 1533 года, на свадьбе Генриха Валуа и Екатерины Медичи, гуляли больше месяца; раздали кучу подарков, объелись диковинным десертом из фруктов и льда – мороженым.
Жаль, папа Климент скоро скончался, а новый папа не пожелал отдавать приданое принцессы. «Девочка приехала к нам совершенно голой», - сетует король Франциск. Счет невзгодам только открылся: со временем выяснили, что Екатерина бесплодна; за 10 лет ни одной беременности. Речь заходит о расторжении брака, но король медлит, зная, как старается невестка подарить династии наследника. Старается не то слово: к услугам Екатерины вся передовая медицина. Принцесса пьет мочу мула, привязывает к животу рога оленя, мешочки с навозом. Кто там не верит в магию? Первый пошел, потом второй, третий... За 12 лет Екатерина рожает десятерых. С тех пор колдуны, чернокнижники да Мишель Нострадамус – ее дорогие гости. А в народе шепчутся: купчиха отравила старшего брата мужа. И Франциска тоже она…
Да, волею судьбы они с Генрихом теперь король и королева. Только Франция не под каблуком Екатерины, а под туфелькой Дианы де Пуатье, любовницы ее супруга.
Диана старше Генриха II на 20 лет, но тот влюблен в чаровницу с детства, и не Екатерине с ее постной наружностью вставать между ними. Фаворитка лезет в государственные дела, потрошит казну; королева кусает губы в сторонке.
Кстати, могла бы отравить соперницу, но вместо этого терпит. Похоже, слухи о «ядовитых» наклонностях Екатерины Медичи преувеличены.
Во главе государства
Гибель Генриха II на турнире предсказал Нострадамус: «Молодой старого льва легко победит… Из золотой клетки поразит ему глаз». Как не верить центуриям? Осколки копья рыцаря Монтгомери попали монарху в око и лишили жизни. На троне – старший сын Екатерины Франциск, ему 15. Она облачается в черные одежды, берет власть в Королевском совете. Страна тонет в религиозных смутах, королева-мать лавирует между католиками и гугенотами, выказывает острый политический ум. Через год король Франциск умирает от инфекции. У Екатерины еще много сыновей…
Истеричный Карл IX во всем советуется с матушкой. А та задумала истребить верхушку гугенотов – под занавес свадьбы своей дочери Маргариты с Генрихом Наваррским в 1572-м.
Говорят, в последний момент королева-мать дрогнула и пыталась отменить расправу, но не успела. Массовая резня в ночь Святого Варфоломея укрепила власть Екатерины, ею восхищалась католическая Европа. Зато гугеноты прозвали королеву «змеей».
Спустя 2 года, не оставив наследника, умирает от туберкулеза Карл IX. Престол Франции занимает любимый сын Екатерины – Генрих.
Последние удары судьбы
О, этот справится с ролью монарха; королева может отойти от дел. Однако гражданские войны вспыхивают с новой силой, и Екатерина снова у руля Франции; спешит на помощь Генриху III. Он тоже слаб здоровьем, а еще его жена бесплодна, увы.
Что за рок преследует ее семью? Младший отпрыск Франсуа – сплошное огорчение; они с Генрихом друг друга ненавидят, Франсуа затевает смуты, с треском проигрывает военную кампанию в Нидерландах. «Лучше… тебе было умереть в юности», - не скрывая гнева, пишет ему мать. Накаркала: в 29 лет ее младший умирает от болезни.
Дочь Маргарита (та самая королева Марго), в свою очередь, досаждает непристойным поведением; Екатерина вычеркивает ее из завещания.
«Черная королева» доживет до 70-ти. Ее похоронит любимый сын Генрих, которого через 8 месяцев заколет кинжалом монах Жак Клеман. Она этого не увидит, но успеет убедиться: династии Валуа корону не удержать. Эта мысль свела в могилу несчастную королеву. Гной в легких, плеврит.
А как не умереть с горя, догадываясь, что престол достанется ненавистному Наварре – беспутному муженьку ее беспутной Марго?
Сказал бы кто Екатерине Медичи, что Генрих IV станет одним из лучших французских королей – в жизни не поверила бы.
Автор – Марина Туманова
На обложке: https://www.spletnik.ru/img/__post/48/4865a46b5f2546d0442d513c8d5d37fe_263.jpg