Бытует мнение, что мир живописи — волшебная страна душевного равновесия. А работа в сфере изобразительного искусства - самая умиротворяющая, располагающая и благорастворяющая на свете... Отнюдь!
Пару лет назад профессиональная необходимость (пополам с природным любопытством) завела нас на выставку фонда Луи Витон, что проходила в столичном музее имени А.С. Пушкина. Воспоминания, сохранившиеся о ней в головах, сердцах и прочих внутренних органах нашего маленького но дружного коллектива, свежи по сей день. Не станем перечислять всех изысков экспозиции. Поверьте, уважаемый читатель: их хватало. Ограничимся лишь самым первым и самым последним впечатлениями, полученными на той выставке.
Зная об экстравагантности компании господина Арно, мы заранее ожидали всякого. Но к полноразмерному чучелу коня, подвешенному над парадной лестницей хвостом к входящим в храм искусства посетителям, жизнь нас не готовила. Как, впрочем, не готовила она нас и ко встрече, случившейся на выходе из завершавшего экспозицию зала. Тёмного и безлюдного, зато битком набитого не очень целыми куклами. Наряженными в разное, разбросанными по-всякому и, как водится, олицетворявшими женскую виктимность. Только, пожалуйста, не спрашивайте...
Так вот: уже у самых спасительных дверей, ведших обратно на «конскую» лестницу, нам навстречу, гордо подняв голову, прошествовал один из организаторов. На шее у месье была надпись на английском языке, в грубой форме предлагавшая нам то, что мы и так намеревались проделать. То бишь, выражаясь морскими терминами, «отвалить». Занятный факт: на той же шее у художника имелся изящный шарфик. Видимо, купленный на случай встречи с далёкими от искусства людьми, которые могут неверно истолковать искромётный пассаж. Но вот по выставке в столице России месье почему-то предпочитал разгуливать без оного...
А ведь где-то далеко в это же самое время французские искусствоведы и простые ценители живописи любовались полотнами Петра Петровича Кончаловского, Винсента Ван Гога и Пабло Пикассо. Чудесными картинами, которые Пушкинский музей прислал во Францию в обмен на экспозицию фонда Луи Витон. Конечно, мы отдаём себе отчёт: это не то же самое, что современные шедевры из досок, крышечек, колокольчиков для зимней рыбалки, конфетных обёрток и гамаков с метрономами. Но признаемся честно: нашему мещанскому мышлению Кончаловский всё же немного ближе и понятнее.
В силу всего вышесказанного, сегодняшнюю новость из Франции мы восприняли с особенной радостью. В отличие от тех картин, что канал «Живопись» третьего дня упоминал в статье о «застрявшей» итальянской экспозиции Эрмитажа, все бесценные полотна (общей стоимостью полтора миллиарда долларов — прим. ред.) «Морозовской» выставки, состоявшейся в рамках очередного культурного обмена с фондом господина Арно, — все-таки возвращаются домой. Правда, не без вмешательства дипломатов посольства РФ.
Несмотря на изрядную трёпку нервов из-за понятных в наши дни юридически-логистических проблем, французы-таки не стали чинить неодолимых препонов коллегам из России. Ограничившись преодолимыми. И совсем скоро картины, которые Вы, уважаемый читатель, видите в данном материале, будут отправлены в Москву. На сей раз можно облегчённо выдохнуть.
Вот такие переживательные случаи бывают в судьбе работников изобразительного искусства, дорогой читатель. А ещё говорят: «сплошное душевное равновесие» ... Да как бы не так.