Найти тему
Живопись

Живопись и душевное равновесие

Бытует мнение, что мир живописи — волшебная страна душевного равновесия. А работа в сфере изобразительного искусства - самая умиротворяющая, располагающая и благорастворяющая на свете... Отнюдь!

Пару лет назад профессиональная необходимость (пополам с природным любопытством) завела нас на выставку фонда Луи Витон, что проходила в столичном музее имени А.С. Пушкина. Воспоминания, сохранившиеся о ней в головах, сердцах и прочих внутренних органах нашего маленького но дружного коллектива, свежи по сей день. Не станем перечислять всех изысков экспозиции. Поверьте, уважаемый читатель: их хватало. Ограничимся лишь самым первым и самым последним впечатлениями, полученными на той выставке.

Клод Моне, «Уголок сада в Монжероне», около 1876, холст, масло. 175 × 194 см,
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Клод Моне, «Уголок сада в Монжероне», около 1876, холст, масло. 175 × 194 см, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Анисфельд Б.И., «Зеленый этюд. Полдень», 1906 , ГТГ, Москва
Анисфельд Б.И., «Зеленый этюд. Полдень», 1906 , ГТГ, Москва
Врубель М.А., «Сирень», 1901, ГТГ, Москва
Врубель М.А., «Сирень», 1901, ГТГ, Москва

Зная об экстравагантности компании господина Арно, мы заранее ожидали всякого. Но к полноразмерному чучелу коня, подвешенному над парадной лестницей хвостом к входящим в храм искусства посетителям, жизнь нас не готовила. Как, впрочем, не готовила она нас и ко встрече, случившейся на выходе из завершавшего экспозицию зала. Тёмного и безлюдного, зато битком набитого не очень целыми куклами. Наряженными в разное, разбросанными по-всякому и, как водится, олицетворявшими женскую виктимность. Только, пожалуйста, не спрашивайте...

Так вот: уже у самых спасительных дверей, ведших обратно на «конскую» лестницу, нам навстречу, гордо подняв голову, прошествовал один из организаторов. На шее у месье была надпись на английском языке, в грубой форме предлагавшая нам то, что мы и так намеревались проделать. То бишь, выражаясь морскими терминами, «отвалить». Занятный факт: на той же шее у художника имелся изящный шарфик. Видимо, купленный на случай встречи с далёкими от искусства людьми, которые могут неверно истолковать искромётный пассаж. Но вот по выставке в столице России месье почему-то предпочитал разгуливать без оного...

Пабло Пикассо, «Девочка на шаре», 1905, холст, масло, 147 × 95 см, Пушкинский музей, Москва
Пабло Пикассо, «Девочка на шаре», 1905, холст, масло, 147 × 95 см, Пушкинский музей, Москва
Пабло Пикассо, «Арлекин и его подружка (странствующие гимнасты)», 1901, холст, масло, 73 × 60 см, Пушкинский музей, Москва
Пабло Пикассо, «Арлекин и его подружка (странствующие гимнасты)», 1901, холст, масло, 73 × 60 см, Пушкинский музей, Москва

А ведь где-то далеко в это же самое время французские искусствоведы и простые ценители живописи любовались полотнами Петра Петровича Кончаловского, Винсента Ван Гога и Пабло Пикассо. Чудесными картинами, которые Пушкинский музей прислал во Францию в обмен на экспозицию фонда Луи Витон. Конечно, мы отдаём себе отчёт: это не то же самое, что современные шедевры из досок, крышечек, колокольчиков для зимней рыбалки, конфетных обёрток и гамаков с метрономами. Но признаемся честно: нашему мещанскому мышлению Кончаловский всё же немного ближе и понятнее.

Пьер Огюст Ренуар, «Портрет актрисы Жанны Самари», 1877, холст, масло, 56 × 46 см,
Пушкинский музей, Москва
Пьер Огюст Ренуар, «Портрет актрисы Жанны Самари», 1877, холст, масло, 56 × 46 см, Пушкинский музей, Москва
Маковский К.Е., «Портрет В.А. Морозовой», 1884, холст, масло, ГТГ, Москва
Маковский К.Е., «Портрет В.А. Морозовой», 1884, холст, масло, ГТГ, Москва

В силу всего вышесказанного, сегодняшнюю новость из Франции мы восприняли с особенной радостью. В отличие от тех картин, что канал «Живопись» третьего дня упоминал в статье о «застрявшей» итальянской экспозиции Эрмитажа, все бесценные полотна (общей стоимостью полтора миллиарда долларов — прим. ред.) «Морозовской» выставки, состоявшейся в рамках очередного культурного обмена с фондом господина Арно, — все-таки возвращаются домой. Правда, не без вмешательства дипломатов посольства РФ.

Серов В.А., «Портрет собирателя новейшей русской и французской живописи Ивана Абрамовича Морозова», 1910, ГТГ, Москва
Серов В.А., «Портрет собирателя новейшей русской и французской живописи Ивана Абрамовича Морозова», 1910, ГТГ, Москва
Головин А.Я., «Автопортрет», 1912, ГТГ, Москва
Головин А.Я., «Автопортрет», 1912, ГТГ, Москва

Несмотря на изрядную трёпку нервов из-за понятных в наши дни юридически-логистических проблем, французы-таки не стали чинить неодолимых препонов коллегам из России. Ограничившись преодолимыми. И совсем скоро картины, которые Вы, уважаемый читатель, видите в данном материале, будут отправлены в Москву. На сей раз можно облегчённо выдохнуть.

Серов В.А., «Мика Морозов», 1901, ГТГ, Москва
Серов В.А., «Мика Морозов», 1901, ГТГ, Москва
Ларионов М.Ф., «Окно. Тирасполь», 1909, ГТГ, Москва
Ларионов М.Ф., «Окно. Тирасполь», 1909, ГТГ, Москва

Вот такие переживательные случаи бывают в судьбе работников изобразительного искусства, дорогой читатель. А ещё говорят: «сплошное душевное равновесие» ... Да как бы не так.

🎯 Ваша подписка на канал «Живопись», репосты на свои социальные странички очень важны для авторов. Поддержите канал своим участием! Большое спасибо!