Если Россия все же примет решение прекратить парировать выпады Запада о финансовой несостоятельности и объявит дефолт по еврооблигациям, это потянет целую цепочку событий.
— Недружественные страны, внешний долг на душу населения которых значительно выше нашего, в один голос начнут кричать, что Россия обанкротилась и не может исполнять свои долги.
— Появится тенденция на избавление от российских активов в связи с «неспособностью исполнять долговые обязательства».
— Полетят иски в европейские суды, решением которых может оказаться приватизация российских активов за рубежом.
— Ведущие аналитические агентства США окончательно понизят инвестиционные рейтинги России.
— Будут рассматриваться возможности о полной блокировке импорта и экспорта с РФ.
Тревожно, но не очень:
1. Голословно заявлять о банкротстве страны с профицитным бюджетом — это не про экономику, а про политику. При чем такую политику надо сначала хорошенько отмыть, перед тем как ее так назвать.
2. Российские активы и так являются «токсичными» для демократии, но когда среднемесячная температура на улице начнет снова опускаться, риторика изменится.
3. Конфискация активов через суд. С этим Запад прекрасно справляется и без судебных решений. Да и нам в таком случае есть что национализировать.
4. Рейтинг стал имиджевой меткой из разряда сплетни от бабушки на лавочке. Инвестиции и так приостановлены, как только увидят в этом интерес, так сразу и рейтинг пересмотрят.
5. Запретят импорт и экспорт. На все что могли, уже запретили. Больнее не станет.
Вывод: не ожидаю ничего похожего на дефолт 1998 года. Даже если он будет объявлен, то не увидим сильного падения рынка или ослабления рубля. Вряд ли он упадёт больше, чем на 10%.