Роскошные наряды, тайные свидания и неминуемая трагедия — в музыкальном театре поставили «Великого Гэтсби».
Любовная история с невероятным накалом страстей, детективным сюжетом и трагической развязкой стала второй премьерой Новосибирского музыкального театра, а всего он получает финансирование из областного бюджета на три постановки в сезон. Масштабный мюзикл продолжает серию известных в мировой литературе романов: напомним, первым в этом сезоне был «Я — Эдмон Дантес. Монте-Кристо».
Роман Скотта Фицджеральда «Великий Гэтсби» отправляет нас во времена столетней давности — 1922 год, Нью-Йорк, век джаза, роскоши, сухого закона и контрабандного алкоголя. Герой вернулся с Первой мировой, он полон надежд на новую жизнь и мечтает о встрече с прежней любовью. Одно из препятствий он уже преодолел — стал богат, собирает самые роскошные вечеринки в своём особняке и ждёт, что однажды туда придёт его любимая, но она замужем…
У романа богатая сценическая судьба, он был пять раз экранизирован, последним стал фильм с Ди Каприо 2013 года, но музыкальной эта история стала в России. Мюзикл Владимира Баскина «Великий Гэтсби» впервые был поставлен в 2018 году в питерском «Мюзик-Холле». И вот новая постановка — в Новосибирском музыкальном театре. «В этом романе спрятана какая-то невероятно притягательная тайна, что заставляет миллионы людей обсуждать и обожать героев. Не скрою, для меня на сегодня это самая сложная работа. И здорово, что ребята пытаются эту высоту взять», — говорит композитор, пять мюзиклов которого идут в репертуаре НМТ с неизменным успехом.
Новую работу Новосибирского музыкального театра, судя по заданному темпоритму, ждёт большое будущее. В мюзикле Владимира Баскина звучат оригинальные джазовые ритмы, сложные номера и яркие массовые сцены, в музыке передана сама атмосфера того времени — безудержного веселья с нарастающим предчувствием неминуемой катастрофы.
Зрителю можно и не знать романа, текст для мюзикла адаптировала режиссёр-постановщик Наталья Индейкина. «Американская мечта» — когда для счастья нужно стать богатым — здесь даёт сбой, и рациональная личность Гэтсби вступает в конфликт с абсолютно иррациональным чувством любви. Зелёный огонёк, за которым он наблюдает через пролив, где живёт его Дейзи, обжигает его, однажды приблизившись, и, воспламенённый, герой погибает. «Я поймал себя на мысли, что это самый русский роман. Есть мечта, и ради неё человек идёт на всё. У всех у нас были такие истории с зелёным огоньком. И у меня она была, пока манящий огонёк не оказался ржавым фонарём, — говорит автор стихов к номерам мюзикла, поэт Константин Рубинский. — От спектакля у меня самые хорошие впечатления, и я понимаю, что он ещё будет расти, есть тенденция. Тут сам материал окрыляет».
Насыщенное событиями действие развивается стремительно, перевести дыхание и дать волю чувствам позволяют музыкальные номера. Среди запоминающихся — выход воротилы и медиамагната из «горячих новостей» мистера Вулфшима (Александр Выскрибенцев / Евгений Дудник), номер приглашённой звезды (Вадим Кириченко / Александр Бессонов), дуэт Гэтсби и Дейзи (Кирилл Бедарёв / Александр Крюков и Алина Шайхеева / Анна Ставская), разборки разъярённого Тома (Роман Ромашов / Михаил Полубоярцев). Но самой сильной по накалу эмоций и выразительности стала сцена аварии — с речитативом и авангардной музыкой. Ансамблевая слаженность, которой пока не хватает молодому спектаклю, здесь достигает совершенства.
Мужской по сути спектакль поставила женская команда — уже известные новосибирскому зрителю по другим работам в театре художник-постановщик Елена Вершинина, художник по свету Ирина Вторникова, хореограф-постановщик Татьяна Безменова. Два мира (богатых и бедных) чётко разделены цветом — белый и серо-чёрный. С одной стороны, изящная мебель начинающейся эпохи ар-деко, роскошные наряды, пальмы из перьев, дорогие машины, ослепительный свет, с другой — трубы подвалов, чёрные люди в масках, «безотрадные серо-смрадные» будни и жадное наблюдение за миром преуспевающих. Есть ещё третий цвет — красный, в который одет кордебалет, — как концентрированный цвет жизни, вина и трагедии.
Там, где заканчивается эпоха джаза, начинается Великая депрессия. В новосибирском варианте обаятельный Гэтсби уходит как Гагарин в открытый космос, оставляя надежду, что всё будет хорошо, нужно только мечтать…
Если эта история попала в ваше сердце, вы дорисуете всё, что осталось за сценой, и наверняка захотите прочитать (перечитать) роман, узнать больше о том времени (история повторяется) и разобраться в себе. Ведь всё, что делает театр, — это о нас, о каждом из нас.
Марина ШАБАНОВА