Найти в Дзене
Кот Баюн

Македония. Железный век

Переселившись в Пиерийские горы, будущие македоняне, просидели в тишине горных долин до конца VIII в. до н.э., когда часть их племен спустилась на равнины Пиерии. Однако все плодородные земли были уже заняты и «горцам» пришлось много воевать, чтобы получить их в свое пользование. В «огне сражений» родилось Македонское царство, которому в будущем предстояло крепко «встряхнуть» Ойкумену.

Другие статьи из серии «История Македонии»:

Македония. От древних времен до дорийского нашествия

Возвращение Гераклидов

Дорийское вторжение

Македония на рубеже Бронзового и Железного века

Карта Фракии, Македонии и Северной Греции, конец VI в. до н.э.
Карта Фракии, Македонии и Северной Греции, конец VI в. до н.э.

Мы имеем все основания предполагать, что предками македонян были греческие племена Севера и Северо-запада Греции, с «вкраплениями» бригов (фригийцев), иллирийцев и переселенцев из областей Подунавья и Центральной Европы. К началу раннего Железного века (1050-650 г. до н. э.) македны (так их именует Геродот) переселились в предгорья Пиерийских гор у истоков реки Галиакмон. За некоторое время до этого в северные области Греции мигрировали первые племена иллирйцев (около 1300 г. до н. э.), также оказавшие влияние на формирование македонского этноса. Несколько позднее, около 1200 г. до н. э., из Центральной Европы на юг направилась группа племен, принадлежавших к лужицкой культуре, ставшая известной под именем бриги. Достаточно сильные и многочисленные пришельцы заняли земли, впоследствии названные, Центральная Албания и Северный Эпир. В процессе дальнейших территориальных завоеваний бриги направились на восток и около 1150 г. до н. э. обосновались в Западной и Центральной Македонии вдоль склонов горы Вермион и в долине реки Аксий.

Племена, которые со временем станут македонянами, в это же время жили по соседству, в районе Пиерийских гор. Как водится, соседи оживленно общались, ссорились, мирились, воевали, устраивали «политические» и матримониальные союзы, в результате бриги также «приняли участие» в формировании македонского народа. Вместе с бригами на землях будущей Македонии продолжали, сохраняя свою самобытность, жить народы, чью территорию присвоили пришельцы: греки в Орестиде, Линкестиде и некоторых областях Пелагонии, фракийцы в прибрежной Пиерии, пеонийские племена к востоку от реки Аксий. Земли бригов были очень «пестрыми» этнически и порой довольно неспокойными.

Племена Бригов были весьма искусны в обработке металлов, крупные, для того времени, мастерские находились в поселениях, расположенных на месте будущих македонских городов Эдесса и Вергина. Через территории, занимаемые бригами, проходил древний торговый путь, связывавший между собой Адриатику и Эгеиду, выгодное местоположение вкупе с торговлей немало способствовало росту их могущества. Тем не менее, даже влиятельный племенной союз бригов не был застрахован от потерь, приблизительно к 1050 г. до н. э., по неизвестным причинам, ими были утрачены земли к востоку от Аксия.

Иллирийские воины
Иллирийские воины

В начале IX в. до н. э. откуда-то с севера (предположительно из земель будущей Югославии) прибыла очередная партия иллирийских племен. На этот раз волна мигрантов была особенно мощной, воинственные иллирийцы прошли к югу по долине реки Аксий, потеснив пеонов, заняли бассейн реки Стримон, земли Эмафии (прибрежная равнина при устье рек Аксия, Галиакмона и Лудия), проникли в верхнемакедонские области и на территории к западу от Пинда до будущего албанского побережья. В конце IX - начале VIIIв. до н. э. большая часть бригов покинула Македонию и переместилась в Малую Азию. Точно не известно, по каким причинам бриги оставили свои балканские земли, была тому причиной экспансия иллирийских племен или что-то еще. В области Геллеспонтская Фригия вскоре образовалось Фригийское царство. «… По словам македонян, пока фригийцы жили вместе с ними в Европе, они назывались бригами. А после переселения в Азию они вместе с переменой местопребывания изменили и свое имя на фригийцев ...» Геродот. Дальнейшая судьба Фригийцев кратко рассказана в статьях: Малая Азия накануне войны «за ассирийское наследство» и Азиатский вояж киммерийцев. Та часть бригов, что осталась на Балканах вскоре смешалась с местными племенами, в том числе и македонянами. Экспансия иллирийцев на восток продолжалась до середины VII в. до н.э., когда они переселились на побережье Адриатики западнее Македонии и севернее Фессалии и Эпира.

Эвпатриды удачи. Художник А.С. Исаков
Эвпатриды удачи. Художник А.С. Исаков

В середине VIII в. до н. э. начинается «великая греческая колонизация», подстегиваемые нехваткой земли и ресурсов в полисах Центральной и Южной Греции, эллины устремляются к дальним берегам. Плодородные земли Северной Греции, которую тогда еще никто не считал Грецией, не могли ни привлечь внимания жаждущих площадей для занятия земледелием колонистов. Первой к освоению северных берегов Эгейского моря преступил один из полисов острова Эвбея – Эретрия. К 730 г. до н. э. ее согражданами было основано три колонии на побережье Термического залива, это были: Мефона на севере прибрежной Пиерии; Менде на побережье Паллены (Кассандры) - самом западном «зубце» полуострова Халкидика; Дикоя, чье точное местонахождение не установлено, возможно, на побережье Крусиды – одной из областей Халкидики. Изначально эти общины существовали как чисто сельскохозяйственные поселения, в раскопках македонских населенных пунктов того времени обнаружено очень мало привозной греческой керамики.

Однако, со временем ушлые колонисты нашли общий язык с местными торговцами, и Менде стал центром поставок греческого вина в Македонию, а Мефона наладила вывоз пиерийской древесины в Грецию. В 710 г. до н. э. другой эвбейский полис – Халкида, основал на Халкидике свою колонию Торону. В 700 г. до н. э. поселенцы из северо-западной области Пелопоннеса Ахея основали здесь город Скиона. Интересно, что согласно легенде первое греческое поселение на месте Скионы было основано возвращавшимися после осады Трои воинами, остановившимися здесь, чтобы переждать сезон зимних штормов. Во время зимовки троянские наложницы подожгли греческие корабли, чтобы мужчины остались жить на новом месте вместе с ними и женились на них. Но это – сказка «героических времен», а в VIII в. до н. э. греческие колонии вели тихую жизнь, и их общение с окружающим миром ограничивалось ближайшей округой. Пока они служили только для получения необходимых метрополии ресурсов и никакого влияния на местное «общество» не оказывали.

Фракийский тяжеловооруженный знатный всадник. Художник Виктор Паунов
Фракийский тяжеловооруженный знатный всадник. Художник Виктор Паунов

После ухода из северных областей Греции в середине VII в. до н.э. иллирийских племен, освободившееся место тут же заполняется фракийцами, до того находившимися на землях восточнее Стримона. Фракийские племена в этот период усиливаются и начинают экспансию во всех направлениях. В период с 676/674 по 640 г. до н.э. (даты достаточно приблизительные) некоторые племена фракийцев участвуют в киммерийских грабежах Малой Азии (Подробнее ЗДЕСЬ: Азиатский вояж киммерийцев). На территории исторической Македонии фракийцы занимают земли вдоль побережья до реки Аксий, здесь располагаются эдоны, мигдоны, ситоны, бистоны и одоманты. С севера, в верховьях реки Стримон и в долине среднего течения реки Аксий, эти племена граничат с пеонами. Западнее реки Аксий центральную равнину Македонии заняли, сменив иллирийцев, племена боттиейцев, чья этническая принадлежность не установлена. Кроме того, на всех этих территориях проживала масса этнически смешанного населения.

Пока на протяжении веков на прибрежных равнинах кипели страсти и одни племена сменяли другие, будущие македоняне, продолжали жить в долинах Пиерийских гор, у истоков реки Галиакмон. Однако на рубеже VIII и VII в. до н.э. горцы разделились и значительная их часть (возможно даже большая) отправилась в Центральную Македонию на новые земли. Что послужило причиной переселения точно неизвестно, можно только предположить, что бросить освоенные места македонян заставило перенаселение. Традиционное хозяйство обитателей горных долин, основанное на скотоводстве и охоте, уже не могло прокормить изрядно разросшиеся племена, пришлось осваивать земледелие и искать более плодородные и обширные земли. То, что эти земли были уже заняты другими племенами, никого не смущало, времена были суровые, а нравы простые.

Спустившись с гор на «грешную землю» македоняне двинулись на восток вдоль Пиерийских предгорий в сторону Пиерийской прибрежной равнины. В предгорьях, в качестве опорного пункта, ими было основано укрепленное поселение, будущая первая столица македонских царей – город Эги, современная Вергина. Используя Эги в качестве базы, македоняне захватили земли вдоль Пиерийского предгорья до северной границы плодородной Пиерийской равнины. К западу от Эг, по ту сторону Галиакмона, лежали плодородные, хорошо орошаемые склоны горы Вермион, постепенно они также были заселены македонянами.

Карта Македонии, на которой хорошо показаны ее основные области в сочетании с особенностями рельефа. К сожалению англоязычная и, как можно судить по населенным пунктам, относится к более позднему периоду истории, но другой подходящей не нашел
Карта Македонии, на которой хорошо показаны ее основные области в сочетании с особенностями рельефа. К сожалению англоязычная и, как можно судить по населенным пунктам, относится к более позднему периоду истории, но другой подходящей не нашел

Все больше расширяя свою «сферу влияния» македоняне двигаются на северо-запад и занимают бывший торговый и «металлургический» центр бригов – поселение Эдесса. Тем самым берется под контроль торговый путь между Эгейским и Адриатическим морями, в самом подходящем для этого месте (около Эдессы находился наиболее удобный спуск с горных троп на Эмафийскую равнину). Дальнейшая экспансия македонских племен вполне предсказуемо направляется на захват сначала расположенной около Эдессы равнинной области Боттиея, а затем на находящуюся к северу от Эдессы окруженную горами плодородную равнину Алмопия. Первая стадия македонской экспансии заняла около столетия и завершилась к середине VI в. до н.э. На востоке границей македонских земель теперь служила река Аксий, а на западе они простирались несколько дальше горы Олимп.

В начале своего существования Македония не могла позволить себе «воинов в сверкающих доспехах», но в руках умелого охотника дротик тоже был страшным оружием. Художник Джонни Шумейт (Johnny Shumate)
В начале своего существования Македония не могла позволить себе «воинов в сверкающих доспехах», но в руках умелого охотника дротик тоже был страшным оружием. Художник Джонни Шумейт (Johnny Shumate)

В состав Македонского царства (а это было уже царство) вошли все равнины, прилегающие к берегам Фермейского залива (также Термический залив, Термаикос, Салоникский залив) между вышеуказанными рубежами. В результате своей экспансии македоняне овладели плодородными землями предгорий, возвышавшимися над заболоченной центральной равниной, и установили полный контроль над основными путями, проходящими через территорию новообразованного царства. Стоит отметить, что на данном этапе завоеваний македонян интересовали, прежде всего, плодородные земли для расселения и ведения сельского хозяйства, поэтому борьба велась весьма жестокими методами, племена, прежде занимавшие эту территорию, безжалостно изгонялись или уничтожались. Тем не менее, как и всегда в таких случаях, замещение населения областей не было абсолютным, достаточно многие жители остались на захваченной территории на положении покоренных и впоследствии смешались с македонянами.

Ранний македонский гоплит. Изначально подобных воинов, скопированных с греческого образца, были единицы. Первыми «македонскими» гоплитами стали, разумеется, вездесущие наемники из Эллады
Ранний македонский гоплит. Изначально подобных воинов, скопированных с греческого образца, были единицы. Первыми «македонскими» гоплитами стали, разумеется, вездесущие наемники из Эллады

Следствием того, что на первом этапе существования македонского государства борьба в основном шла за обладание ближайшими плодородными землями, было распространение македонской экспансии вдоль горных склонов, примыкавших к прибрежным равнинам. Лишь в ее завершающей части был захвачен важный «коммуникационный узел» - Эдесса и близлежащие долины. После этого несколько десятков лет Македонское царство «переваривало» свои территориальные приобретения и решало свои внутренние проблемы. Следующий завоевательный поход начался в 520 г. до н. э., македонские войска вторглись в расположенную к западу от горы Вермион область Эордея. Эта местность не могла похвастаться наличием плодородных земель и нападая на нее Македония преследовала уже геополитические цели. На территории Эордеи пересекались важнейшие торговые пути региона – уже не раз упомянутая дорога из Адриатики в Эгеиду и торговый путь, соответствующий современному транспортному коридору Монастири (Битола) – Козани. Кроме того, обладание Эордеей позволяло через перевал Клисура попасть в Орестиду. Племена эордов отчаянно сопротивлялись, но были разгромлены и почти полностью уничтожены.

С легкой пехотой у Македонского царства проблем никогда не было, праща была непременным спутником пастухов с самого детства. Художник Джонни Шумейт (Johnny Shumate)
С легкой пехотой у Македонского царства проблем никогда не было, праща была непременным спутником пастухов с самого детства. Художник Джонни Шумейт (Johnny Shumate)

Греческий историк Фукидид, живший в V в. до н.э., писал про ранние завоевания Македонского царства следующее: «…(Македоняне) одолели в сражении пиерийцев и изгнали их из Пиерии; пиерийцы поселились потом в Фагрете и других местах у подножья Пангея по ту сторону Стримона (и теперь еще береговая полоса у подножья Пангея, обращенная к морю, называстся Пиерийским заливом). Из области, именуемой Боттией, они изгнали боттиейцев, которые живут теперь на границе с халкидянами. В Псонии македоняне овладели узкой полосой земли, идущей вдоль реки Аксия из глубины материка до Пеллы и моря; …Из области, ныне называемой Эордеей, македоняне изгнали эордов, большая часть которых погибла, и лишь немногие из них поселились в окрестностях Фиски. Из Алмопии они изгнали алмопов. …».

Вторжение горных племен на прибрежные равнины положило начало существованию «той самой» Македонии. Вместе с тем оно надолго разделило македонян на тех, кто остался в горных районах под управлением своих вождей (позднее царей) и на жителей равнин, объединенных Македонским царством (горцы в него входили только теоретически). Во второй половине VI в. до н. э. начинается наступление племен пеонов на македонские земли, двигаясь от верховьев реки Аксий, они постепенно вытесняют македонян из ряда местностей в прибрежной Македонии. К концу VI в. до н. э. пеоны стали главной силой в Восточной Македонии, заняв прибрежную полосу у Пеллы, Амфакситиду и бассейн Нижнего Стримона. А в затем на Балканах появилась Персидская империя, с которой пеоны не поладили и около 511 г. до н. э. были разгромлены и изгнаны с этих земель. Впрочем, это уже совсем другая история.

При подготовке статьи использованы следующие материалы:

«Формирование древнемакедонского государства (по археологическим данным)» О.В. Крыкина

«История античной Македонии» А. С. Шофман

«История античной Македонии (до Александра Великого)» Ю. Н. Борза

«История» Геродот

-14

Другие статьи из серии «История Македонии»:

Македония. От древних времен до дорийского нашествия

Возвращение Гераклидов

Дорийское вторжение

Македония на рубеже Бронзового и Железного века

-15