На дворе 1809 год. Холодным ноябрём из Лондона в Эдинбург отправился корабль, на борту которого находился невысокий и худой юноша, стремящийся раз и навсегда изменить свою судьбу. Впереди его ждали медицинский университет и блестящая карьера военного врача. Он проживёт ещё много лет, объездить пол Мира и сделает много полезного для снижения смертности в рядах Британской армии. В историю этот человек вошел как Джеймс Барри - главный медицинский инспектор Южноафриканских колоний и прекрасный хирург. Но до самой смерти никто так и не узнал его главного секрета - настоящим именем Джеймса Барри было Маргарет Энн Балкли.
Сегодня Вы узнаете, как ей удалось 60 лет притворяться другим человеком сохраняя от всех свою тайну.
Правда всплыла наружу совершенно случайно, да и то только потому, что кое-кто не смог правильно исполнить его последнюю волю. С другой стороны, может быть и хорошо, что не сумел иначе мы лишились бы такой интересной истории. Когда узнаешь об этой истории, неволей вспоминаешь сюжеты таких фильмов как"Тутси", "В джазе только девушки", "Мулан". Мне вот например, такие истории всегда казали неправдоподобными. Ведь нужно быть просто слепым, чтобы не понять какого пола перед тобой человек. Но жизнь Джеймса Барри заставляет пересмотреть свои взгляды. Но как так вообще получилось, что девушка решила скрывать всю жизнь свою настоящую личность? Давайте попробуем разобраться.
Временно оставим Джеймса Барри в 1809 году и перенесемся на 20 лет назад в Ирландию, где у мелкого лавочника и его жены рождается второй ребенок - девочка Маргарет. Семья живёт небогато и вся надежда на будущее связаны со старшим сыном Джоном. Его отправляют учиться в университет Дублина, чуть ли не на последние деньги и Джон сначала вроде бы оправдывает ожидания - неплохо учится, женится на богатой девушке, но все его попытки открыть собственное дело терпят неудачи. В конце концов он даже был вынужден обратиться к отцу за деньгами. Тот влезает в долги, отсылает деньги сыну, а сын бездарно спускает все до последнего шиллинга и пропадает. Ну а поскольку в долг брал не он, то и ответственность ложится на отца семейства. В итоге отец садится в тюрьму, Джон бесследно пропадает, а Маргарет с матерью остаются одни без средств к существованию. А вскоре в их семье появляется ещё одна девочка - Джулиана (о ней мы поговорим позже, а пока просто запомните этот факт).
Что же делать двум женщинам в патриархальном государстве? Только надеяться на поддержку мужчины. Мать Маргарет обратилась за помощью к своему брату, который был ни много ни мало художником Королевской академии, но тот долгое время помогать родственникам отказывался. Первое позитивное изменение в их жизни случилось в 1806 году, когда этот самый художник умер, оставив в наследство небольшое состояние. Это позволило матери с дочерью перебраться из Ирландской провинции в Лондон, где уже случилось второе знаменательное событие. Пока миссис Балкли занималась наследством, она познакомилась с друзьями своего брата, а как Вы понимаете королевский художник вращался в самых прогрессивных кругах Лондонского общества. Например, одним из таких друзей стал генерал Франсиско Миранда.
Мать отдает Маргарет учиться на гувернантку, в надежде что это даст ей стабильный доход и определенный статус в обществе для удачного замужества. НО, всё выходит иначе и общение с прогрессивными друзьями дяди не проходит даром. Они быстро замечают природный интеллект девушки и её феноменальные способности к обучению. Один из новых друзей начинает преподавать ей учебное дело и кажется что она всё схватывает налету. Так же была отмечена нереальная любовь Маргарет к чтению. В общем, новые высокопоставленные друзья решают, что роль гувернантки девушке явно не подходит и ей нужно получить хорошее медицинское образование. Но как это сделать, Ведь в те времена доступ в университеты для девушек был закрыт и вообще, кто позволит женщине вести официальную лечебную практику? Но это были люди, которые не ищут лёгких путей и они придумали хитрый план - Маргарет должна превратиться в Джеймса и поступить в университет как мужчина, а после окончания учебы генерал Миранда заберет её с собой в Венесуэлу - в молодую страну без гендерных предрассудков.
Кстати, имя Джеймса Барри было выбрано не случайно - так звали дядю Маргарет, того самого художника. Это сильно упрощало подделку документов.
И вот мы снова оказываемся в 1809 году, на корабле, который везёт молодого Джеймса в Эдинбург, в сопровождении тёти, которая на самом деле была его матерью.
Итак, на пороге университета появился человек маленького роста, в длинном пальто, со слишком высоким голосом и вставками в обуви, чтобы казаться выше. Звучит это так, будто этот нелепый маскарад должны были разгадать за 5 минут, но нет. Видимо даже сама мысль, что женщина может набраться наглости и приехать поступать в мужском наряде была настолько фантастична, что она даже в голову никому не пришла. Просто какой-то странный паренёк, да и к тому же вполне способный. За все три года обучения у Барри возникла только одна проблема - его не хотели допускать к выпускным экзаменам по причине слишком маленького возраста. Да, единственным объяснением странной внешности студента, преподаватели наши в том, что он завысил свой возраст и на самом деле ему не 22, а несколько меньше, иначе почему у него до сих пор не сломался голос и не растёт борода. Чтобы спасти ситуацию в дело вмешался один из друзей дяди Барри, который преподавал учебное дело ещё тогда Маргарет. Он направил в университет письмо, где заявил, что нигде в уставе нет правила которое ограничивало бы возраст выпускников. Университет просто был вынужден согласиться с доводами уважаемого графа и Барри спокойно сдал экзамены, кстати с отличными оценками почти по всем предметам.
И вот план приведён в исполнение - Джеймс Барри, он же Маргарет Балкли, теперь дипломированный врач. Время отправиться в Венесуэлу, забыть про фальшивую мужскую личность и начинать лечить людей. Но теперь, как раз с этим, вышла проблема - в тот самый момент, когда Барри сдавал экзамены, Испания разгромила Венесуэльскую армию и её лидер, генерал Франсиско Миранда оказался в тюрьме и до конца своей жизни так из неё и не вышел. Что было делать дальше совершенно непонятно. Если бы Барри в этот момент раскрыл свой пол, то это было бы пустой тратой трёх лет обучения и работать по специальности он все равно бы не смог. Именно по этому, этот маскарад затянулся ещё на 50 лет.
После университета, молодой врач Джеймс Барри вернулся в Лондон и поступил работать в одну из больниц в качестве ассистента хирурга. А спустя пол года решил отправиться на службу в армию, где тоже никто не догадался, что Джеймс на самом деле женщина. Джеймс успешно проходит все комиссии и в 1813 году оказывается в военном госпитале города Плимут. Кстати, в то время в Британской армии у врачей была своя система чинов, на манеру военных. Например, через пару лет, Джеймс Барри дослужится до помощника штабного хирурга, что равнялось чину лейтенанта.
А дальше началось самое интересное. После работы на Туманном Альбионе перспективного доктора решают отправить в одну из самых далёких Английских колоний - в Южную Африку - Кейптаун. Следующие 10 лет проведённые на "Черном континенте" станут для Барри самыми успешными в карьере. Первым делом, доктор отправился на приём к губернатору Чарльзу Сомерсету и там выяснилось, что его дочь тяжело больна, а местные врачи разводят руками. Джеймс взялся за дело и к удивлению всех, дочь губернатора пошла на поправку. Неудивительно, что после этого карьера Барри стремительно полетела вверх и он становится личным врачом лорда Сомерсета, а в 1822 году его назначают Колониальным медицинским инспектором, то есть фактически он начинает отвечать за всю медицину в Южной Африке. Барри тогда было всего 33 года.
Хотя о возрасте Джеймса Барри сложно разговаривать без оговорок, ведь Маргарет тогда было 33 года, но для того, чтобы быть похожим на мужчину она несколько раз занижала свой возраст в документах. То есть окружающим могло казаться, что главному колониальному врачу было слегка за 20 и это вызывало дикое неодобрение местных чиновников, особенно если учесть вздорный характер Барри.
Встав во главе ведомства он активно занялся перестройкой вообще всего и старался в любую область внедрить последние научные стандарты. Барри потребовал, чтобы все медицинские работники колонии имели хотя бы базовое медицинское образование. Оказывается, что до него это было не очевидно. Затем он занялся продвижением вакцинации, задолго до того, как её начали массово практиковать по всему миру. Создал хоспис для больных проказой, курировал улучшение качества питьевой воды и всячески боролся с антисанитарией. А я напомню, что на дворе начало 19 века, до открытия Луи Пастера, доказавшего бактериальную природу заболеваний еще пара десятилетий. Тогда врачам было не очевидно, что больных нужно содержать в чистоте. В эпоху когда считалось, что купание и свежий воздух вредны для пациентов Барри наоборот назначал их. В каждой больнице где Барри устанавливал новые порядки смертность падала в разы. Естественно, что настолько радикальный пересмотр традиций встречал отчаянное сопротивление врачей "старой школы". Но такому отношению способствовал и сам Барри - все кто его знал описывали его как неуравновешенного, вспыльчивого и упрямого человека. Он легко мог не обращать внимания на правила приличия и субординацию если считал себя правым. Особенно болезненно Барри реагировал на замечания в адрес своей внешности, а однажды даже подрался из-за этого. В общем, Барри точно не был душой компании и практически не имел друзей, но даже враги отмечали его талант хирурга. Пожалуй самая его известная операция - это кесарево сечение. Сегодня такая процедура не считается чем-то экстраординарным, но в те времена такая процедура сопровождалась огромным риском. Более того, до Джеймса Барри в Южной Африке вообще не было ни одного случая успешного завершения этой операции. Барри первому удалось сделать так, чтобы выжали и ребёнок и мать. Малыша кстати назвали в честь врача - Джеймсем Барри Маником, а второе имя стало передаваться в этой семье по наследству и даже получилось так, что далёкий потомок спасённого ребёнка уже в 20 веке стал Премьер министром ЮАР.
Но жизнь Барри состояла не только из впечатляющих успехов, порой случались и громкие скандалы. Ходили легенды, что у Барри и губернатора "очень странная дружба". Такие подозрения основывались из-за внешности врача, его голоса и из-за того, что ни разу не был замечен в женском обществе. Самый громкий случай произошел в 1824 году, когда на центральном городском мосту в Кейптауне появился плакат, в котором Барри и Сомерсета обвиняли в "странной дружбе".
Вероятно, что Чарльз Сомерсет действительно был в курсе секрета Барри и у них мог быть роман. Во всяком случае, когда лорд тяжело заболел и отправился в Лондон, Барри немедленно последовал за ним (хоть он на тот момент был на службе, на острове Маврикий и не имел права самовольно оставлять работу). Когда команда потребовала его объяснить такое возмутительное нарушение дисциплины, то Барри, в своей манере ответил, что ему срочно нужно было посетить своего парикмахера. Генералы от такой наглости просто опешили, моментально сняли Барри с должности и понизили в звании до штабного лекаря. Но Барри было наплевать. Он ещё два года продолжал жить в Лондоне и ухаживать за лордом Сомерсетом, до самой его смерти в 1831 году.
Следующее назначение Джеймс Барри получит только через 5 лет, на далёкую Ямайку и последующие 115 лет его будет "мотать" буквально по всем Английским островам Карибского моря. Он побывает даже на острове Святой Елены (который был местом ссылки Наполеона).
Барри на каждом новом месте достигал определенных профессиональных успехов и продолжал продвигать свои реформы и опять снижение смертности говорило само за себя. В связи с этим Барри снова начал получать высокие чины и скоро занял пост Главного медицинского офицера, что-то вроде подполковника. Но очередная внезапная болезнь прервала его работу, правда в этот раз заболел ни какой-нибудь губернатор, а он сам, довольно тяжелой формой Желтой лихорадки. В 1845 году он вновь уехал в столицу и лечился целый год. А потом было недолгое прибывание на Мальте, где он успешно боролся с эпидемией холеры. Джеймс Барри даже успел побывать в России, правда при не самых благоприятных обстоятельствах - во время Крымской войны, которую наша страна к тому же проиграла.
Барри не удалось получить официальное направление на фронт, поэтому он взял отпуск и отправился туда самостоятельно, чтобы помочь организовать уход за ранеными и там. По своему обыкновению, снова успел поругаться, причем не абы с кем, а с Флоренс Найтингейл - основательницей вообще всего института сестринского дела, как отдельной профессии. Чего они там не поделили - не известно. Но в одном из своих писем Найтингейл называла Барри зверем.
В 1857 году, Джеймс Барри будучи уже довольно пожилым человеком получил чин Инспектора по военным госпиталям. А это эквивалент бригадного генерала, максимально высокое звание до которого мог дослужиться медик в британской армии. После назначения отправился в Канаду, это путешествие стало последним в его жизни. Там он по обыкновению взялся за наведение чистоты, менял и расширял питание солдат, продвигал постройку отдельных помещений для женатых военных, так как до этого военные жены жили со своими мужьями в общих казармах. А ещё Барри умудрился стать членом Сент-Джеймского-клуба - элитного джентльменского клуба. Но проработал доктор в Канаде всего два года, заболел бронхитом и уплыл обратно в Лондон. Он рассчитывал, что после выздоровления получит назначение в более тёплое место чем холодная Канада, но вместо этого его отправили в отставку. Последние 5 лет Джеймс Барри прожил в Лондоне, так и не раскрыв тайну своего биологического пола и даже наоборот, хотел чтобы это осталось тайной и после его кончины. Каждый раз, когда он чувствовал приближение смерти, то первым делом начинал давать распоряжение похоронить себя без традиционного омовения и в той же самой одежде, в которой он и умер. Но, как Вы уже понимаете, что-то пошло не так.
Джеймс Барри, он же Маргарет Энн Балкли, умер в 1865 году, от дизентерии, то есть от болезни, которую вызывает антисанитария, с которой Барри боролся всю жизнь. Злая ирония. Друг и личный врач Джеймса Барри не стал нарушать последнюю волю хирурга. Может быть никто так и не узнал бы кем был Барри, если бы не служанка София Бишоп, которая пришла готовить Барри в последний путь. Но ничего не знала про запрет. Тут то все и выяснилось. Служанка сначала удивилась. а потом поняла, что узнала какой-то страшный секрет и решила заняться шантажем друга Барри. Она ему заявила, что мало того, что Барри был женщиной, так ещё и рожавшей женщиной и если ей не заплатят, то она расскажет всё журналистам. Получив отказ служанка действительно пошла со своей историей к прессе. Неизвестно, поверили ей журналисты наслово или просто решили напечатать "жареную историю" ради рейтингов, но вскоре новость, что уважаемы Бригадный генерал медицинской службы оказался женщиной, разлетелась по всей британской империи. Знакомы с Барии тут же начали находить доказательства его странного поведения и отмечали, что ни разу не видели как доктор при них переодевался и заявляли что никто не знал, что он на самом деле она.
Для армии это тоже был скандал невероятного масштаба - как это они в течении 50-и лет не могли догадаться что Барри женщина. Стремясь скрыть свой прокол они на всякий случай засекретили все документы о докторе на 100 лет.
Интерес к фигуре Джеймса Барри вернулся в середине 20 века, когда были рассекречены архивы. Выяснилось, что эксгумация тела не проводилась, а вся история держалась только на словах служанки и странного поведения и внешности доктора при жизни. Тут можно было бы усомниться в правдивости вообще всей истории, но нет. Все это оказалось чистой правдой. Исследователи полностью отследили Биографию Джеймса Барри и заметили, будто он появился просто из воздуха в возрасте 19-и лет на борту корабля плывущего в Эдинбург. В этот же момент у его тёти пропадает старшая дочь Маргарет. А окончательно ученые поняли что Барри и Маргарет это одно и то же лицо после сравнения их подчерка. Последним железобетонным доказательством стало найденное письмо, которое молодой студент Джеймс Барри написал другу своей матери, который кстати был в курсе тайны. В письме Джеймс просил все письма посланные на имя Маргарет Балкли отправлять её матери. Хоть и само письмо было подписано Джеймсу Барри, но на обратной стороне письма была подпись "Мисс Маргарет Балкли".
Кстати, помните в самом начале говорилось, что в семье маргарет была ещё одна девочка Джулиана? А помните, что служанка заявляла что видела на теле Барри следы указывающие на роды? Так вот сегодня, исследователи жизни Джеймса Барри, сходятся во мнении, что Джулиана была не сестрой Маргарет, а её дочерью.
Какова мораль? Идти за своей мечтой несмотря ни на что?
Я не уверен, что Маргарет так уж мечтала о жизни под другим именем и вынужденной почти всю жизнь скрывать свой пол. Это была всего-лишь вынужденная мера.
Благодарю Вас за то, что дочитали эту статью до конца.
Текст является авторским, фотографии взяты из открытых источников.
Изложенное в статье не несет в себе цель оскорбить кого-то или оправдать действия лиц из данной статьи. Статья несёт исключительно информативный характер.
Поставьте лайк и напишите свои мысли о прочитанном в комментариях - это поможет мне в продвижении канала.
1. Мифы о ядерном оружии в которые мы верим
2. Как пресса может развязывать войны? Уильям Хёрст - король желтой прессы
3. От Мартина Лютера Кинга до Black Lives Matter. История расизма в США
4. Жизнь без завтра. Амиши - сектанты из прошлого
#феминизм #хирург #врач #англия #венесуэла