Найти тему
ЕГЭбург

Не ожидали: подводные камни самостоятельной подготовки

С давних времен витает миф о могуществе самостоятельной подготовки к выпускным и вступительным экзаменам. Репетиторы – для ленивых, курсы-для отстающих. Если ребенок замотивирован, он прекрасно все выучит сам!

Однако практика в этом вопросе далеко не всегда соответствует теории. Давайте представим обычного ученика старшей школы. Он хорошо учится, хочет поступить в престижный лицей или МГУ (в зависимости от возраста) и полон решимости добиться этой цели без посторонней помощи. А потому уже с первого сентября у него разработана стратегия подготовки. Посмотрим, в какие ловушки он рискует угодить. И подскажем, как их можно избежать.

-2

Самодисциплина

Ожидание:

Ученик приходит из школы. Обедает, немного отдыхает, ставит таймер и, полный решимости, садится за учебу. Через два-три часа раздается звонок, и ученик поднимается. Он выучил еще одну тему. День прошел не зря, заветные баллы на экзамене стали чуть ближе.

Реальность:

Ученик приходит из школы. Обедает, немного отдыхает, ставит таймер и, полный решимости, садится за учебу. Через 15 минут приходит уведомление из соцсетей. Написала девушка, которая ему давно нравится. Такое событие нельзя проигнорировать, и наш герой углубляется в переписку. Наконец, полный романтических грез, он возвращается к учебе. И как только ухитряется снова сосредоточиться, получает новый и очень смешной мем от друга. Естественно, вежливость требует ответить тем же. На поиск не менее убойного мема уходит еще какое-то время. Обменялись, можно заниматься спокойно. Неожиданно пишет мама – ее очень волнует, не занимается ли сын бездельем вместо подготовки. Ко всем уверениям ребенка она относится скептически, так что ее нужно убедить в своих благих намерениях. Успокоив маму, ученик снова садится зубрить. Тут раздается звонок таймера, и ученик искренне удивляется. Время, отведенное на умственный труд, внезапно закончилось.

Подсказка: школьники, даже отличники, просто в силу возраста и психологических особенностей не способны организовать себя, как роботы. В большинстве случаев нужна помощь взрослого, который будет контролировать процесс. Желательно, не на расстоянии, а находясь рядом с ребенком.

-3

Планирование

Ожидание:

Ученик заблаговременно запасся календарем и списком нужных тем. Путем несложных арифметических вычислений он распределяет количество часов на каждое задание. Год впереди, времени достаточно, все строго распланировано, ученик спокойно начинает подготовку.

Реальность:

Год впереди, времени достаточно, все строго распланировано, ученик спокойно начинает подготовку. И тут весь стройный план разваливается. Потому что до изучения темы невозможно заранее предсказать, насколько сложной для изучения она окажется. В итоге ученик, столкнувшись с трудностями, паникует и лихорадочно скачет по темам, «хватая по верхам». Либо застревает на одной теме, храбро борется с ней месяцами и успевает выучить в несколько раз меньше, чем нужно для того, чтобы сдать экзамен хотя бы выше среднего. Кроме того, в процесс обязательно вмешаются обстоятельства, под гнетом которых рухнут любые идеальные на бумаге расчеты. Захотелось съездить отдохнуть на выходные – минус день. Сегодня устал, лег пораньше («а завтра побольше выучу») – еще минус несколько часов. И так далее.

Подсказка: предсказать, сколько времени уйдет на ту или иную тему, способен только преподаватель, который обучает детей данному предмету годами. Кроме того, он знает, что сложную тему можно лучше усвоить, если вернуться к ней ближе к концу учебного года, когда уже есть определенная система знаний.

-4

Расстановка приоритетов

Ожидание:

Ученик знает: для того, чтобы прийти на экзамен подготовленным, нужно просто выучить все-все-все. Прочитать и одолеть все актуальные учебники, обязательно ознакомиться с дополнительными материалами. Да, придется потратить время и силы, зато нужные баллы в кармане у самого трудолюбивого!

Реальность:

Ученик заполняет свою комнату пособиями и ежедневно повторяет все-все-все. Он глубоко вник во все темы, которые смог найти, перелопатил много дополнительной литературы. На экзамен он приходит с такой кашей в голове, что в ней невозможно отыскать действительно необходимые знания и умения.

Подсказка: преподаватели с многолетним опытом работы хорошо знают, что нужно действительно запоминать, где – понимать логические связи, а без чего можно обойтись. Некоторые темы для подготовки к ЕГЭ, ОГЭ или поступлению в лицей не требуют скрупулезного изучения. Конечно, серьезная работа над ними пойдет на пользу общему развитию ребенка, но время до экзамена ограничено, и приходится выбирать.

-5

Подготовка по прошлогодним заданиям

Ожидание:

Ученик обзавелся сборниками нужных заданий за последние десять лет. Прорешав все варианты всех упражнений, он отлично подготовился к экзамену.

Реальность:

Ученик обзавелся сборниками нужных заданий за последние десять лет. Но на экзамене ему попадаются новые задачи. Они похожи на старые, однако обязательно имеют небольшое, но ключевое отличие. Выпускник радостно решает такую задачу по наработанным схемам и попадает в ловушку. Бесконечное повторение прошлогодних материалов не помогло с актуальным экзаменом.

Подсказка: выпускные и вступительные экзамены меняются каждый год. И почти всегда эти изменения работают на усложнение. Опытные преподаватели-предметники в какой-то степени могут прогнозировать, что прибавится или исчезнет из заданий к экзамену. И какие хитрые ловушки ждут ученика на этот раз.

https://ekb.egeburg.ru