С 1977 по 1980 год шла НИР "Флажок" (являвшаяся в свою очередь продолжением более ранних, но безымянных НИР с 1975 г.) по изысканию и проверке конструктивных схем автоматов, обеспечивающих повышение эффективности стрельбы по сравнению с автоматом АК74 в 1,5-2 раза.
Исполнителями НИР были Ижмашзавод, ЦНИИТОЧМАШ, КМЗ и ЦКИБ СОО.
При этом интересно, что Ижмашзаводу было выделено меньше всех денег:
Ижмаш - 65 тыс. рублей
ЦНИИТОЧМАШ - 110 тыс. рублей
КМЗ - 135 тыс. рублей
ЦКИБ СОО - 188,8 тыс. рублей
При этом Ижмашзавод представил 3 автомата (А15 и А16 конструкции Михаила Тимофеевича, АЛ-7 конструкции Виктора Михайловича Калашникова (автомат АФ мне вообще не встретился в материалах по Флажку)).
ЦКИБ СОО представил тоже 3 автомата (но см. средства освоенные) (ТКБ-0111 Коробова, ТКБ-0136 Афанасьева, ТКБ-0146 Стечкина)
КМЗ представил АЕК-971 (конструктор Кокшаров) и АЕК978.
ЦНИИТМ представил автомат АГ-038 Ткачева.
Многие из этих автоматов приписывали НИР/ОКР Абакан, хотя они просто были перенесены в Абакан из Флажка, т.к. НИР Абакан являлась продолжением работ по Флажку.
Впервые, насколько мне известно, публикую фото опытного автомата Михаила Тимофеевича Калашникова - 5,45 мм автомат А15, разработанного в рамках НИР Флажок, представленного на первый этап Абакана в числе еще 19 конкурентов, но непрошедший во второй этап конкурса, т.к. использовал классическую схему автоматики с отводом газов.
На автомате увеличен темп стрельбы до 800 в/мин за счет уменьшения хода подвижных частей, уменьшения веса рамы и уменьшения потерь энергии в механизмах автоматики. На автомате установлен дульный тормоз, исключающий его качку, увеличена длина прицельной линии, исключен изгиб ствола от традиционной чеки газовой трубки. УСМ размещен в отделяемой спусковой коробке, крышка ствольной коробки на шарнире, складной приклад складывается вправо и осуществлены мероприятия по существенному снижению трудоемкости изготовления.
Автор: Павел Птицин / www.ak-info.ru