Найти тему

О чём говорил Сталин в интервью: о Петре Первом, своих портретах и случае в Тегеране

Оглавление
"Петр Первый был каплей в море, а Ленин - океаном"...
"Петр Первый был каплей в море, а Ленин - океаном"...

Сегодня кажется немного странным, что Иосиф Сталин тоже давал интервью. Однако это, хоть и не очень часто, но случалось. Благодаря беседам вождя с журналистами (в основном иностранцами или с представителями главной партийной газеты «Правда») удалось сохранить немало интересной информации о правителе Советского Союза.

Когда Сталин впервые ответил на вопросы заграничных журналистов?

Сталин и соратники, фото из открытых источников
Сталин и соратники, фото из открытых источников

Это случилось в 1930-м. Возможность пообщаться с советским лидером получил американский корреспондент (с российскими корнями) Юджин Лайонс.

Мужчину интересовали чисто человеческие вещи: семейное положение, число детей, их планы на жизнь. Сталин сообщил, что он женат, что у него есть два сына и одна дочь. Старшему из сыновей на момент разговора было 22 года и он готовился стать инженером.

Также американского гостя интересовали темы:

  • отношений Союза с США,
  • ценовой политики,
  • перспектив мировой революции и восстания на территории СССР.

Пожалуй, самым смелым в том интервью стал вопрос журналиста об отношении Иосифа Виссарионовича к тому, что в некоторых странах его величают «диктатором». На это Сталин улыбнулся и заметил, что на самом деле всё не так.

Что Сталин говорил о «преувеличенных формах выражения любви к его персоне»

С соратниками, фото из открытых источников
С соратниками, фото из открытых источников

Позже генералиссимус не раз снова отвечал на вопросы американских корреспондентов. Так, в 1933-м к вождю пожаловал журналист другого издания - «Нью-Йорк таймс». Его интересовали экономически и финансовые темы:

  • то, сколько золота добывает Советский Союз,
  • платёжеспособность Москвы,
  • перспективы советско-американской торговли.

Некоторые из иностранных репортёров шли чуть дальше — интересовались, например, «чересчур преувеличенными формами выражения народной любви к персоне Сталина». Политик отвечал, что это ему тоже не очень нравится. Но находил объяснение большому количеству собственных портретов. Иосиф Виссарионович считал, что так люди (довольные освобождением от вековой царской эксплуатации) защищались от современных бюрократов — чтобы их «не трогали».

Что Сталин думал о Петре Первом

С Будёным, фото из открытых источников
С Будёным, фото из открытых источников

Кроме того, Иосифа Виссарионовича спрашивали, как он относится к Петру Первому. И вождь признавал успехи русского царя. Но с оговоркой: император работал на благо знати и торговцев, а «Сталин — для всех людей, в том числе (вернее, прежде всего) самых простых». Относительно просьбы журналиста сравнить Петра Первого с Лениным, Иосиф Сталин ответил так: «Петр был каплей в море, тогда как Ленин — океаном».

Как вождь покритиковал заграничных корреспондентов

С Кировом, фото из открытых источников
С Кировом, фото из открытых источников

Доносили иностранцы до советского лидера и свои проблемы — мол, совсем непросто стало работать в Союзе, слишком много возникло разных рамок для западной прессы. Иосиф Сталин отвечал на это примером — рассказывал случай в Тегеране, когда иностранные репортёры приписали ему выяснения отношений (причём, на кулаках) с маршалом Тимошенко.

- А на самом деле Тимошенко там и не было, - улыбался Иосиф Виссарионович. - Как и не было никакого публичного конфликта. Разве можно после этого верить вашему брату?

Между тем, политик не отказывался от общения полностью. Тексты многих из этих разговоров сегодня можно отыскать в Сети. Также политик регулярно отвечал и на вопросы главной советской газеты «Правда». Но это уже отдельная история...