В 1293 году францисканец Джованни Монтекорвино, один из первых католических миссионеров, отправился в Китай на купеческом корабле. В этой стране он оставался почти 35 лет – до самой своей смерти, проповедуя христианство среди китайцев.
Примерно в 1581 году миссионер-иезуит Маттео Риччи привез в Китай написанные маслом образы христианских святых. Китайцы уделяли больше внимания картинам как таковым, чем религиозной составляющей в них. Для них живопись маслом была чем-то незнакомым и новым, отличным от традиционной китайской пейзажной живописи и живописи цветов и птиц.
В начале 18 века другой итальянский миссионер, Джузеппе Кастильоне, (взявший имя Лан Шинин, что в переводе означет «Сияющий»), долгие годы служил в Китае художником при дворе императоров династии Цин. Но его работы маслом видела лишь знать, и поэтому они не имели никакого влияния на простых китайцев.
Позже, в 19 веке, появилось много местных художников, использовавших техники масла и гуаши, а их работы обычно продавались в западных странах.
Картины в основном были посвящены пейзажам и сценкам из жизни людей в дельте Жемчужной реки.
В то время многие западные художники, такие, как Джордж Чиннери, ученик и последователь Джошуа Рейнольдса, приезжали в Китай.
Лучшим и любимым учеником Чиннери стал Гуань Цяочан. Цяочана считают одним из самым ранних китайских художников, писавшим в технике масляной живописи.
В начале 20 века многие китайские художники и искусствоведы получили возможность учиться за границей. Они уезжали во Францию, Японию, Германию, но влияние французских художественных групп было особенно велико.
Большинство из тех, кто обосновался во Франции, учились в Школе изящных искусств, специализировались на масляной живописи и скульптуре, перенимали западные техники.
Одними из первых таких художников были Сюй Бэйхун и Линь Фэнмянь. Оба они с самого детства учились живописи и каллиграфии, оба впоследствии пытались стереть границы между западным и китайским искусством, стремясь создать некую общую форму.
«Четыре директора» - так в Китае называют четырех директоров созданных в первой половине XX века художественных колледжей и университетов. В их числе Сюй Бэйхун и Линь Фэнмянь.
Оба они являются духовными лидерами, пионерами масляной китайской живописи ХХ века, оказавшими огромное влияние на более поздние поколения художников.
Картину «Опусти свой кнут» Сюй Бэйхун написал в 1939 году в Сингапуре. Это портрет актрисы Ван Ин, играющей роль беженки из оккупированного японцами Северо-Восточного Китая.
О судьбе Линь Феньмяня, прожившего почти сто лет, я обязательно напишу подробно в другой статье, попытаюсь рассказать про его век «поиска и страданий».
Он был свидетелем Движения за новую культуру, сопротивления японской агрессии, строительства социализма, культурной революции.
Он пытался объединить свое понимание импрессионизма, его свет и цвет с кубизмом, с яркими фресками китайских династий Хань и Тан, с линиями росписи фарфора династии Сун.
Маслом написаны лишь ранние картины Линь Феньмяня, но он выучил этой технике многих талантливых художников.
В своей книге «Будущее восточного и западного искусства» Линь Феньмянь сказал: «На самом деле недостатки западного искусства — это преимущества восточного искусства. Недостатки восточного искусства — это преимущества западного искусства. Здесь китайское и западное искусство — на равных».
О жизни и творчестве Су Тянчи можно почитать здесь.
В этой статье мне хотелось бы показать работы еще нескольких современных китайских художников, выбравших технику масляной живописи, стремящихся смешать Восток и Запад, классику и современность, сохранивших свежесть взгляда на окружающее, простоту, тех, кто всегда стремился создать картины, которые действительно отражали бы дух нации или эпохи.
Всех этих художников объединяет то, что на их жизни, так или иначе, повлияла культурная революция 1966–1976 годов. Почти каждый их них является автором портрета Мао, их или членов их семей ссылали, заставляли уничтожать любимые работы, отречься от принципов и мечты.
Но, в итоге, все они поражают удивительно тонким и внимательным «впитыванием», изучением традиций «иной» культуры, но и сохраняют поэзию китайской классической живописи.
Чэнь Даньцин впервые попал в Тибет осенью 1976 года. Там он узнал о смерти председателя Мао.
«В тот год людские сердца молча ждали, тайно гадали… Солнце в Лхасе было свирепым, помню тишину в комнате, мы избегали взглядов, не смели смотреть друг на друга…»
«Тибетская групповая живопись» состоит из семи картин, созданных в Лхасе в период с 1979 по 1980 год. Чэнь Даньцин отказался от всяческой идеологии, без прикрас изображая повседневную жизнь тибетцев.
Работы Чэн Ифэя также сочетают в себе китайскую эстетику и западные приемы живописи. С самого начала 1990-х годов он придерживается реалистического стиля живописи, а большинство работ назвал строками стихов китайской классической поэзии.
Ху Цзюньди ищет вдохновение в традиционной китайской поэзии и музыке, его мотив – привкус печали и безмолвной тайны. Печаль и загадка исходят из «Книги перемен», из тысячелетнего опыта народа хань, наблюдений жителей Востока над самой жизнью, не имеющей ничего общего с повседневными заботами и страхами людей.
Хотя его картины написаны маслом, они будто говорят на уникальном языке китайской живописи. Язык этот усиливается сказочными изображениями красавиц, воздушных змеев, а то и лис-перевертышей.
Тонкие, ясные и легкие, картины его – словно тоска по утраченной чистоте в мире, полном желаний, жадности и неприятия.
"Я хочу нарисовать стихотворение и песню". Ху Цзюнди
Обложка: Сюй Бэйхун. "Лунная ночь". Масло. холст. Источник: https://kknews.cc/culture/2az9bzy.html
Благодарю за то, что дочитали! Делитесь своим мнением, ставьте лайк, если понравилась статья. А чтобы не потерять меня в своей ленте, подписывайтесь на канал.
Хочу также предложить вашему вниманию каналы,
которые просматриваю с большим удовольствием: