Найти тему
History mag

Мрачные тайны Введенского кладбища в Москве

Оглавление

На Введенском кладбище, которое находится в Москве в районе Лефортово, налет запущенности рождает романтические чувства.

Вдоль заснеженных аллей мы видим гипсовые вазы и мраморные распятия, надгробные плиты с готическими надписями и необычные часовни, скорбные женские фигуры и ангелов с опущенными крыльями.
Вдоль заснеженных аллей мы видим гипсовые вазы и мраморные распятия, надгробные плиты с готическими надписями и необычные часовни, скорбные женские фигуры и ангелов с опущенными крыльями.

Есть особая прелесть в неспешных прогулках по Введенскому кладбищу. Разбирая надписи на надгробьях, испытываешь не только скорбь и уныние, но и потребность поразмышлять, узнать истории жизни ушедших людей. С некоторыми из них мы сегодня и познакомимся.

Кладбище "Черной смерти"

Введенское кладбище появилось в районе Лефортово в 1771 году как "чумное". В 1770-х годах в городе свирепствовала чума, число погибших достигало страшных цифр - до 200.000 человек. Екатерина II издала указ выносить все кладбища для захоронения чумных за пределы города Москвы, каким и был тогда район Лефортово, во избежание распространения заразы.

Тела свозили сюда прямо на телегах, хоронили в наспех вырытых траншеях, абсолютно голых, без одежды (её сжигали-она могла стать источником заразы), сверху присыпали золой и известью.

Занимались захоронением больных "мортусы" в характерных костюмах с масками. У нас их называли "сволочи" - от слов "сволочь с телеги и вырыть яму", и были они обычно каторжниками.
Занимались захоронением больных "мортусы" в характерных костюмах с масками. У нас их называли "сволочи" - от слов "сволочь с телеги и вырыть яму", и были они обычно каторжниками.

Кладбище было создано как иноверческое, или, проще говоря, "немецкое" - немцами в те времена называли всех иностранцев-выходцев из Европы. Здесь хоронили католиков, лютеран, баптистов, кальвинистов и других представителей христианских конфессий. До революции здесь почти не было русских захоронений, после 1917 здесь хоронили всех граждан, кто прописан в районе.

Неверная жена или жертва эпидемии

Необычный памятник украшает захоронение семейной пары Пло – Леона и Софи. Выходцы из Швейцарии, в Москве они занимались торговлей и производством.

Во времена железнодорожного строительства в XIX веке Леон Пло разбогател продажей машин и механизмов. Его жена, Софи, слыла красавицей, она держала магазин перчаток на Кузнецком мосту.
Во времена железнодорожного строительства в XIX веке Леон Пло разбогател продажей машин и механизмов. Его жена, Софи, слыла красавицей, она держала магазин перчаток на Кузнецком мосту.

Как мы видим по эпитафии, Софи и Леон скончались в один и тот же год. Этот факт породил множество легенд - говорят, Софи регулярно изменяла мужу, и однажды он, придя домой, убил неверную жену и себя, инсценировав естественную смерть. Фигура из камня, которую якобы заказал Леон, когда вынашивал свой роковой план, изображает, как неверная полуобнаженная жена с цветком в руке спешит прочь из дома на свидание с любовником.

Наиболее правдивая версия - в те годы в Москве бушевала инфекция гриппа и супруги заразили друг друга. Надгробный памятник поставили на могиле родителей безутешные дети.

Кто такой Люсьен Оливье?

Француз Люсьен Оливье (1838-1883 гг.) всем знаком как создатель самого новогоднего салата, названного его именем. Но действительно ли он создатель этого блюда или это всего лишь легенда? История об этом умалчивает. Кстати, оригинальный рецепт салата не сохранился и был доработан советскими поварами.

Люсьен Оливье был служащим ресторана и гостиницы «Эрмитаж»(на Трубной площади), а узнали мы о нем в рассказах Гиляровского, которые могут быть художественным вымыслом автора.
Люсьен Оливье был служащим ресторана и гостиницы «Эрмитаж»(на Трубной площади), а узнали мы о нем в рассказах Гиляровского, которые могут быть художественным вымыслом автора.

Его могила также окутана завесой тайны. Говорят, что на самом деле это не могила Оливье, а просто старое надгробие, выкопанное на территории кладбища в 2000-х годах. Эпитафия же с его именем была сделана нашими с вами современниками, что подтверждает надпись "От друзей и знакомых", не характерная для того времени.

На могилу Люсьена Оливье приходят представители ресторанного бизнеса, чтобы попросить успеха в делах. Здесь часто можно увидеть миску с тем самым салатом и бокал шампанского.
На могилу Люсьена Оливье приходят представители ресторанного бизнеса, чтобы попросить успеха в делах. Здесь часто можно увидеть миску с тем самым салатом и бокал шампанского.

Во Францию без визы

На Введенском кладбище в 1812 были похоронены французские солдаты, умершие в Москве во время оккупации города войсками Наполеона. Французы пробыли в первопрестольной чуть больше месяца: с 14 сентября по 20 октября 1812 года. Говорят, что прощальную речь во время похорон раненых и больных солдат здесь озвучивал сам французский император.

Небольшой клочок земли вокруг стелы, огороженный цепью, которая держится на врытых в землю пушках, юридически является территорией Франции.
Небольшой клочок земли вокруг стелы, огороженный цепью, которая держится на врытых в землю пушках, юридически является территорией Франции.

Сюда часто возлагает цветы посол Пятой республики в память о тех, кто пришел завоевать эту страну, но остался здесь навсегда.

Исцеляющая статуя Иисуса

Усыпальница "ткацких королей" начала XX века Кноппов, в данный момент на реставрации, но не могу про неё не рассказать.

Это одна из самых уникальных построек в Москве. На изображениях видно, что усыпальница была построена в стиле "руинированного" классицизма.

Возле усыпальницы до 1960-х годов прошлого века стояла скульптура Христа. Таких скульптур на кладбище была масса, но почему-то именно эта статуя еще до революции привлекала паломников. Ходила молва о чудесных исцелениях, к ней ходили и прикладывались, обращались с просьбами.

После революции о статуе как будто бы забыли, и может быть никто и не вспомнил бы, если бы не Святая блаженная Матрона Московская.

По легенде, в 1947 году дождевая вода с ладони этой самой статуи Христа на Введенском кладбище помогла избавится ей от страшной боли в ногах.
По легенде, в 1947 году дождевая вода с ладони этой самой статуи Христа на Введенском кладбище помогла избавится ей от страшной боли в ногах.

Вновь заговорили о чудодейственной силе статуи, к ней началось масштабное паломничество. Когда не было дождя, люди приходили со своей посудой, наполненной водой - один поливал голову Спасителя, а другой собирал с ладоней стекавшую воду. Такие хождения не нравились советским властям и однажды ночью статуя исчезла с кладбища без следа.

И только в 1988 году, спустя 20 с лишним лет, один пожилой мужчина, былой почитатель скульптуры, пришел на экскурсию в Донской монастырь и в подклете случайно опознал...того самого бронзового Спасителя! Его достали и отдали РПЦ. С тех пор он стоит в Троице-Сергиевой лавре в археологическом кабинете, где каждый желающий вновь может к нему прикоснуться. На кладбище же после реставрации памятника поставят копию Статуи.

Кто сжег самый красивый склеп?

Полуржавая ажурная конструкция - вот что осталось от былой красоты склепа-часовни Кельха, построенной по проекту самого Льва Кекушева. Когда-то это было самое эффектное сооружение на кладбище.

Старых фотографий склепа нет, но по рассказам современников он был сделан полностью из сусального золота, которое переливалось на солнце, его окна украшали разноцветные витражи.
Старых фотографий склепа нет, но по рассказам современников он был сделан полностью из сусального золота, которое переливалось на солнце, его окна украшали разноцветные витражи.

Николай Фердинандович Кельх происходил из небогатой дворянской семьи, но в 1892 году поправил свое состояние, женившись на богатейшей невесте – Варваре Базановой, наследницей огромной империи, включающей золотые прииски, винокуренные и солеваренные заводы. Часовню соорудила мужу безутешная супруга.

Внутри часовни
Внутри часовни

В 1929 году часовню подожгли члены Общества воинствующих безбожников. Сусальное золото буквально растаяло от высокой температуры и стекло к ногам вандалов.

Есть альтернативная версия истории - говорят, что когда в 1990-х годах ночью на мессу здесь собрались то ли сатанисты, то ли готы, явился таинственный Черный человек и начался пожар. Какой версии верить - решать вам.

Памятник не был признан объектом культурного наследия из-за своей ветхости и не будет восстановлен - поэтому поспешите увидеть его как можно раньше.

Склеп желаний

Эрлангеров в конце XIX века называли "мельничными королями" России. Богатейшая семья построила на Введенском кладбище целую часовню в стиле модерн по проекту самого Федора Шехтеля.

Склеп под часовней, куда не попасть обычному обывателю, оформлен мозаичным панно «Христос-Сеятель», выполненным по эскизу Кузьмы Петрова-Водкина.

Фото фрески из интернета
Фото фрески из интернета

Сложилось поверье, особенно среди студентов - если написать просьбу и пожелание прямо на стенах часовни, оно обязательно сбудется. Белые стены сооружения быстро покрываются надписями, вследствие чего их приходится часто перекрашивать.

Некоторые просьбы обращены к Богу, другие адресованы семье Эрлангеров, чьё имя написано над входом, «святой семье» и даже «святому Эрлангеру».
Некоторые просьбы обращены к Богу, другие адресованы семье Эрлангеров, чьё имя написано над входом, «святой семье» и даже «святому Эрлангеру».

Здесь похоронена первая известная представительница ЛГБТ в России

Под этим надгробием покоится тело скандальной особы своей эпохи, символа прогресса - известного литературоведа и поэтессы Софии Парнок (1885-1933 гг.), близкой подруги и любовницы известной русской поэтессы Марины Цветаевой.

Ухаживают за могилой поклонники Марины Цветаевой
Ухаживают за могилой поклонники Марины Цветаевой

Их страстные отношения длились два года. Марина была уже замужем, имела маленькую дочь. София тоже успела побывать замужем - ей не понравилось. Марина Цветаева разорвала эти болезненные, непростые отношения, а София так и не смогла пережить это расставание. Через десятки лет, умирая, она попросила обставить всю свою комнату портретами Марины. Цветаева посвятила Парнок целый цикл стихов под названием "Подруга".

В заключение,

еще одна жемчужина, и еще одна загадка этого кладбища - могильный памятник Жоржа Лиона и Александры Рожновой.

Кем эти двое приходились друг другу? Почему всю жизнь прожили в гражданском браке? История об этом умалчивает.
Кем эти двое приходились друг другу? Почему всю жизнь прожили в гражданском браке? История об этом умалчивает.

В центре композиции примечательна мозаика "Остров мертвых", выполненная выдающимся русским мастером Фроловым. Его панно и ныне украшают многие московские станции метро.

Говорят, что перед смертью купец заплатил за уборку  захоронения на 100 лет вперёд.
Говорят, что перед смертью купец заплатил за уборку захоронения на 100 лет вперёд.

Теперь, когда вы узнали некоторые истории, обязательно неспешно прогуляйтесь по Введенскому кладбищу, вглядитесь в памятники, прочувствуйте всю атмосферу.