Эту статью я написала на основе книги советского и российского педагога, одного из основоположников методики раннего развития Б.П. Никитина «Ступеньки творчества», который неоднократно доказал пользу раннего развития в дальнейшей жизни бывших малышей)
Вот несколько рекомендаций, которые даёт нам Никитин, относительно построения процесса обучения для малышей:
- Игра должна приносить радость и ребёнку, и взрослому. Каждый успех малыша -это обоюдное достижение. Радуйтесь ему - это окрыляет малыша, это залог его будущих успехов
- Заинтересовывайте ребёнка игрой, но не заставляйте его играть, не доводите занятия играми до перенасыщения
- Удерживайтесь от обидных замечаний вроде «Какой ты несообразительный!». Не обижайте ребёнка в игре.
- Обязательно начинайте с посильных задач или с более простых частей их. Успех в самом начале - обязательное условие. Если ребёнок не справляется - значит, вы переоцениваете уровень его развития.
- Если в семье не один ребёнок, то каждому надо по комплекту (одинаковому!) игры.
- Увлечения детей приходят «волнами», поэтому, когда у ребёнка остывает интерес к игре, «забывайте» об игре на месяц-два и даже больше, а потом «случайно» пусть малыш вспомнит о ней.
- Не ставьте развивающие игры по доступности вровень с остальными игрушками, но оставляйте их в зоне видимости ребёнка, ведь запретный плод сладок.
- Для самых маленьких (1-3 года) оживляйте игру сказкой или рассказом, дайте «имена» узорам, рисункам, фигурам и и.д., придумывайте, фантазируйте, пока ребёнка не начнёт увлекать сам процесс преодоления трудностей в решении задач, достижения желанной цели.
- Чем больше развито у малыша какое-то качество, тем сильнее жаждет оно проявления. «Не интересоваться игрой» ребёнок может по двум главным причинам: у него слабо развиты те качества, которые нужны в игре, или… взрослые отбили у него охоту насильно заставляя играть или доставив неприятность в самом начале. Поэтому больше хвалите за успехи и в случае неудачи подбодрите малыша.
- Создавайте в игре непринуждённую обстановку. Не сдерживайте двигательную активность ребёнка, чтобы можно было и попрыгать от восторга и сделать кувырок назад.
- Лучше по секундомеру, но можно и по часам устраивать соревнования на скорость решения задач. Быстро развивающиеся ребятишки уже с 6-7 лет могут побеждать взрослых. Надо в таком случае набраться мужества и по-рыцарски честно признать своё поражение.
А как вы, дорогие читатели, вовлекаете детей в развивающие игры?