Найти тему

План анализа стихотворений в начальной школе

Оглавление

Для исследования лирического произведения очень важна вдумчивость. Ученикам 1-4 классов выполнить анализ стихотворений проблематично. Сложности возможны из-за отсутствия собственного жизненного опыта, неспособности целостного восприятия поэтического текста.

Анализ стихотворений в начальной школе
Анализ стихотворений в начальной школе

Принципы анализа стихотворений

Младшим школьникам достаточно использовать простые приемы интерпретации:

1. Автор, название. Указание главной информации – полного имени поэта, заглавия стихотворения. При наличии дополнительных сведений можно указать дату, место написания произведения.
2.     
Тема лирического текста. О чем, каком явлении/событии идет речь.
3.     
Мысли, чувства автора, идея.  Отношение поэта к теме лирического произведения.
4.     
Настроение. Эмоциональное состояние автора. При описании можно использовать слова «радость», «грусть», «восторг», «печаль», «восхищение», «беспокойство», «ненависть», «тревога» и т.д.
5.     
Композиция. Принцип построения стихотворения: разделение текста на части, формулировка темы каждого фрагмента.
6.     
Описание картины, возникшей в воображении. Образы, всплывающие в сознании после прочтения поэтического текста.
7.     
Художественные приемы. Средства выразительности с примерами из текста.
·     
  Сравнение – сопоставление одного предмета/явления с другим. Употребление сравнительных союзов «как», «будто», «словно», «точно», «что»: «холодный как лёд», «нахмурился словно туча»
·       
Эпитет – образное определение предмета, то есть прилагательное в переносном, а не буквальном значении: «золотые руки» (умелые руки, а не сделанные из золота), стальные нервы (крепкие нервы, а не сделанные из стали).
·       
Олицетворение – перенос свойств живых существ на неодушевленные предметы: «ветер воет», «солнце улыбается».
·       
Фразеологизм – устойчивые выражения в переносном значении: «крокодильи слезы», «медвежья услуга».
·       
Лексические повторы – намеренное повторение одного и того же слова/сочетания: «Зимы ждала, ждала природа...», «Простите, простите, простите меня...».
8.   
  Личные впечатления. Собственное отношение к стихотворению, выражение мыслей, переживаний, возникших после прочтения.

План анализа стихотворения

У учеников 1-4 классов могут возникнуть сложности с составлением единого структурированного текста. Интерпретировать поэтическое произведение нужно по пунктам, указанным в плане анализа. Младшим школьникам можно использовать шаблонные речевые конструкции.

Анализ стихотворений могу вызывать трудности у младших школьников
Анализ стихотворений могу вызывать трудности у младших школьников

1. Автор, название

Автор стихотворения «…» - поэт …

…- автор стихотворения «…»

2. Тема

Тематика - …

Стихотворение посвящено…

В стихотворении описывается/изображается…

3. Мысли, чувства, основная идея

Основная мысль -…

Стихотворение пронизано…чувствами

Автор хотел донести до читателя…

Основная идея - …

4. Настроение поэтического текста

В стихотворении царит…настроение

Настроение данного лирического текста - …

5. Композиция

Текст можно разделить на …части. В начале поэт рассказывает/ описывает…

Первая часть посвящена…

В конце автор говорит о…

6. Описание возникшего воображения

После прочтения стихотворения в моем воображении возникает…

Текст напоминает мне о….

После прочтения мне представляется…

7. Художественные приемы

Красочность, эмоциональность стихотворению придают…

Основные художественные приемы - …

В стихотворении автор использует…

8. Личные впечатления

Мне понравилось/ не понравилось произведение, потому что…

Меня взволновало/ заставило задуматься…

Литературовед М. Л. Гаспаров предлагает для анализа поэтического текста найти и сгруппировать по темам существительные, прилагательные, глаголы. Имена существительные раскрывают предметный состав произведения (тема, идея), прилагательные – мысли, чувства, настроения, глаголы – действия, происходящие в стихотворении. Из отдельных слов можно составить словарь. Подобранные сочетания помогут малому школьнику понять смысл произведения и правильно его интерпретировать.

Анализ стихотворений - творческий процесс, раскрывающий индивидуальность!
Анализ стихотворений - творческий процесс, раскрывающий индивидуальность!

Подписывайтесь на канал, читайте новые интересные статьи!

Подробный план анализа для школьников старших классов уже на канале!