Для исследования лирического произведения очень важна вдумчивость. Ученикам 1-4 классов выполнить анализ стихотворений проблематично. Сложности возможны из-за отсутствия собственного жизненного опыта, неспособности целостного восприятия поэтического текста.
Принципы анализа стихотворений
Младшим школьникам достаточно использовать простые приемы интерпретации:
1. Автор, название. Указание главной информации – полного имени поэта, заглавия стихотворения. При наличии дополнительных сведений можно указать дату, место написания произведения.
2. Тема лирического текста. О чем, каком явлении/событии идет речь.
3. Мысли, чувства автора, идея. Отношение поэта к теме лирического произведения.
4. Настроение. Эмоциональное состояние автора. При описании можно использовать слова «радость», «грусть», «восторг», «печаль», «восхищение», «беспокойство», «ненависть», «тревога» и т.д.
5. Композиция. Принцип построения стихотворения: разделение текста на части, формулировка темы каждого фрагмента.
6. Описание картины, возникшей в воображении. Образы, всплывающие в сознании после прочтения поэтического текста.
7. Художественные приемы. Средства выразительности с примерами из текста.
· Сравнение – сопоставление одного предмета/явления с другим. Употребление сравнительных союзов «как», «будто», «словно», «точно», «что»: «холодный как лёд», «нахмурился словно туча»
· Эпитет – образное определение предмета, то есть прилагательное в переносном, а не буквальном значении: «золотые руки» (умелые руки, а не сделанные из золота), стальные нервы (крепкие нервы, а не сделанные из стали).
· Олицетворение – перенос свойств живых существ на неодушевленные предметы: «ветер воет», «солнце улыбается».
· Фразеологизм – устойчивые выражения в переносном значении: «крокодильи слезы», «медвежья услуга».
· Лексические повторы – намеренное повторение одного и того же слова/сочетания: «Зимы ждала, ждала природа...», «Простите, простите, простите меня...».
8. Личные впечатления. Собственное отношение к стихотворению, выражение мыслей, переживаний, возникших после прочтения.
План анализа стихотворения
У учеников 1-4 классов могут возникнуть сложности с составлением единого структурированного текста. Интерпретировать поэтическое произведение нужно по пунктам, указанным в плане анализа. Младшим школьникам можно использовать шаблонные речевые конструкции.
1. Автор, название
Автор стихотворения «…» - поэт …
…- автор стихотворения «…»
2. Тема
Тематика - …
Стихотворение посвящено…
В стихотворении описывается/изображается…
3. Мысли, чувства, основная идея
Основная мысль -…
Стихотворение пронизано…чувствами
Автор хотел донести до читателя…
Основная идея - …
4. Настроение поэтического текста
В стихотворении царит…настроение
Настроение данного лирического текста - …
5. Композиция
Текст можно разделить на …части. В начале поэт рассказывает/ описывает…
Первая часть посвящена…
В конце автор говорит о…
6. Описание возникшего воображения
После прочтения стихотворения в моем воображении возникает…
Текст напоминает мне о….
После прочтения мне представляется…
7. Художественные приемы
Красочность, эмоциональность стихотворению придают…
Основные художественные приемы - …
В стихотворении автор использует…
8. Личные впечатления
Мне понравилось/ не понравилось произведение, потому что…
Меня взволновало/ заставило задуматься…
Литературовед М. Л. Гаспаров предлагает для анализа поэтического текста найти и сгруппировать по темам существительные, прилагательные, глаголы. Имена существительные раскрывают предметный состав произведения (тема, идея), прилагательные – мысли, чувства, настроения, глаголы – действия, происходящие в стихотворении. Из отдельных слов можно составить словарь. Подобранные сочетания помогут малому школьнику понять смысл произведения и правильно его интерпретировать.
Подписывайтесь на канал, читайте новые интересные статьи!
Подробный план анализа для школьников старших классов уже на канале!