Найти тему
Дорога без конца...

Клара Жозефина Вик Шуман.

Клара Жозефина Вик Шуман 13.09.1819-20.05.1896 — немецкая пианистка, композитор и педагог, одна из самых выдающихся пианисток эпохи романтизма. В 21 год вышла замуж за Роберта Шумана. Считается, что она была первой исполнительницей его сочинений.

Автор: Eduard Kaiser - [1], Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=5811520
Автор: Eduard Kaiser - [1], Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=5811520
Мой отец, который уже давно напрасно надеялся на изменение моего осознания, сегодня заметил ещё раз, что я все ещё так ленива, небрежна, беспорядочна, упряма, непослушна и т. д., что я проявила это в особенности в игре на фортепиано, и я играла новые вариации (op. 26) Хюнтена (нем), по его мнению, так плохо, … что он на моих глазах разорвал ноты, и с сегодняшнего дня он больше не хочет преподавать мне ни одного часа, и я ничего больше ничего не могу играть, кроме гамм, этюдов Крамера и упражнений на трели Черни.
( из дневника Клары, который в раннем возрасте за нее вел отец)

Отец настаивал на том, чтобы девочка системно и с усердием занималась.

Мать Клары — Марианна Тромлиц была концертирующей певицей и пианисткой. Она обучалась у Фридриха Вика и вышла за него замуж в 1816 году. Затем преподавала фортепиано и за восемь лет брака родила пятерых детей. Клара была вторым и старшим ребёнком в семье Виков (первая дочь Адельгейда умерла в младенчестве), Родители развелись, мать оставила детей отцу.

Кларе Вик на тот момент было пять лет.

Фридрих Вик имел авторитарный и строгий характер. Все внимание уделялось Кларе, в которой он видел талант и мечтал вырастить из неё пианистку-виртуоза. Обучалась она дома, "чтобы ничто не отвлекало девочку от обучения игре на фортепиано" .

Он сам давал ей ежедневные уроки на фортепиано, скрипке, обучал её пению и всем музыкальным наукам, используя методы собственной разработки.

Клара Вик играла в Лейпциге в концертном зале Гевандхаус, когда ей было девять, а её сольный официальный дебют состоялся там же в возрасте 11 лет. Кроме того, она выступала в Париже, когда ей было только 12, и блистала в Вене, когда ей исполнилось 18. её дарованием восхищались Гете, Паганини, Шпор и молодые музыканты: Шопен, Лист и Мендельсон.
Викепедия
Автор: W. Severin - Ernst Burger: Robert Schumann. Schott Verlag, Mainz 1999, S. 317., Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=23648479
Автор: W. Severin - Ernst Burger: Robert Schumann. Schott Verlag, Mainz 1999, S. 317., Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=23648479

В браке с Шуманом, в котором у них родилось 8 детей, ситуация с дневником повторилась. Нет, Шуман не был деспотичным, как её отец, но считал свои творческие успехи превыше успехов жены. И иногда свое мнение Клара высказывала в дневнике, который они вели поочередно, а не в беседах с мужем. Так было проще достучаться до его души и сердца.

Болезнь мужа, трагические события с детьми,- все это легло на женские плечи тяжелым грузом.

Клара играла важную роль в признании, оценке и включению в репертуар концертирующих артистов произведений Роберта Шумана. Она пропагандировала его творчество всегда: начиная с момента, когда его музыка была ещё неизвестна или её не любили.

После смерти мужа Клара Шуман давала концерты и прославилась, как пианист-виртуоз, который умеет играть произведения крупной формы по памяти.

О Кларе, как о композиторе, мало что известно.

При обсуждении Клары Шуман как композитора необходимо учитывать, что она создавала музыку в то время, когда для женщины эта деятельность считалось необычной. О её фортепианном концерте a-moll op. 7, написанном в возрасте от 14 до 15 лет, музыкальный критик Карл Фердинанд Бекер говорил, что о серьезной критике здесь не может быть речи, «так как мы имеем дело с произведением дамы». Ханс фон Бюлов замечал в связи с её композициями: «Я не верю в имя существительное женского рода: создатель»
Клара Жозефина Вик Шуман  (портрет кисти Франца фон Ленбаха)
Клара Жозефина Вик Шуман (портрет кисти Франца фон Ленбаха)
Современный британский композитор Этель Смит полагает, что сочинение для Клары Шуман никогда не было в приоритете. Во время брака она сочиняла больше, вероятно, в угоду её супругу. Поэтому не удивительно, что она окончательно прекратила сочинять после его смерти. Сегодня произведения Клары Шуман редко исполняются. При этом они ни в коем случае не плохи или низкосортны. Они сочинены для собственного исполнения, виртуозны и соответствуют музыкальному вкусу XIX столетия.
Три песни из op.12, которые написала Клара Шуман, относятся к лучшим её композициям, наряду с фортепианным трио op. 17 и тремя романсам для фортепиано и скрипки op. 22. Цикл песен op. 13 на стихи Генриха Гейне, Эмануэля Гайбеля и Фридриха Рюкерта, которые впоследствии были опубликованы Кларой Шуман, были высоко оценены её мужем. Несколько позже он так напишет о её композициях:
«Клара написала множество маленьких пьес, нежных и очень музыкальных, как это ей раньше не удавалось»
Викепедия

22 марта в Курске прошел концерт под названием " Женщины о женщинах".

фото из свободного доступа
фото из свободного доступа

Заслуженная артистка России Ирина Стародубцева исполнила на немецком языке три романса Клары Шуман.

Видео с концерта.1, 2, 3