Клара Жозефина Вик Шуман 13.09.1819-20.05.1896 — немецкая пианистка, композитор и педагог, одна из самых выдающихся пианисток эпохи романтизма. В 21 год вышла замуж за Роберта Шумана. Считается, что она была первой исполнительницей его сочинений.
Мой отец, который уже давно напрасно надеялся на изменение моего осознания, сегодня заметил ещё раз, что я все ещё так ленива, небрежна, беспорядочна, упряма, непослушна и т. д., что я проявила это в особенности в игре на фортепиано, и я играла новые вариации (op. 26) Хюнтена (нем), по его мнению, так плохо, … что он на моих глазах разорвал ноты, и с сегодняшнего дня он больше не хочет преподавать мне ни одного часа, и я ничего больше ничего не могу играть, кроме гамм, этюдов Крамера и упражнений на трели Черни.
( из дневника Клары, который в раннем возрасте за нее вел отец)
Отец настаивал на том, чтобы девочка системно и с усердием занималась.
Мать Клары — Марианна Тромлиц была концертирующей певицей и пианисткой. Она обучалась у Фридриха Вика и вышла за него замуж в 1816 году. Затем преподавала фортепиано и за восемь лет брака родила пятерых детей. Клара была вторым и старшим ребёнком в семье Виков (первая дочь Адельгейда умерла в младенчестве), Родители развелись, мать оставила детей отцу.
Кларе Вик на тот момент было пять лет.
Фридрих Вик имел авторитарный и строгий характер. Все внимание уделялось Кларе, в которой он видел талант и мечтал вырастить из неё пианистку-виртуоза. Обучалась она дома, "чтобы ничто не отвлекало девочку от обучения игре на фортепиано" .
Он сам давал ей ежедневные уроки на фортепиано, скрипке, обучал её пению и всем музыкальным наукам, используя методы собственной разработки.
Клара Вик играла в Лейпциге в концертном зале Гевандхаус, когда ей было девять, а её сольный официальный дебют состоялся там же в возрасте 11 лет. Кроме того, она выступала в Париже, когда ей было только 12, и блистала в Вене, когда ей исполнилось 18. её дарованием восхищались Гете, Паганини, Шпор и молодые музыканты: Шопен, Лист и Мендельсон.
Викепедия
В браке с Шуманом, в котором у них родилось 8 детей, ситуация с дневником повторилась. Нет, Шуман не был деспотичным, как её отец, но считал свои творческие успехи превыше успехов жены. И иногда свое мнение Клара высказывала в дневнике, который они вели поочередно, а не в беседах с мужем. Так было проще достучаться до его души и сердца.
Болезнь мужа, трагические события с детьми,- все это легло на женские плечи тяжелым грузом.
Клара играла важную роль в признании, оценке и включению в репертуар концертирующих артистов произведений Роберта Шумана. Она пропагандировала его творчество всегда: начиная с момента, когда его музыка была ещё неизвестна или её не любили.
После смерти мужа Клара Шуман давала концерты и прославилась, как пианист-виртуоз, который умеет играть произведения крупной формы по памяти.
О Кларе, как о композиторе, мало что известно.
При обсуждении Клары Шуман как композитора необходимо учитывать, что она создавала музыку в то время, когда для женщины эта деятельность считалось необычной. О её фортепианном концерте a-moll op. 7, написанном в возрасте от 14 до 15 лет, музыкальный критик Карл Фердинанд Бекер говорил, что о серьезной критике здесь не может быть речи, «так как мы имеем дело с произведением дамы». Ханс фон Бюлов замечал в связи с её композициями: «Я не верю в имя существительное женского рода: создатель»
Современный британский композитор Этель Смит полагает, что сочинение для Клары Шуман никогда не было в приоритете. Во время брака она сочиняла больше, вероятно, в угоду её супругу. Поэтому не удивительно, что она окончательно прекратила сочинять после его смерти. Сегодня произведения Клары Шуман редко исполняются. При этом они ни в коем случае не плохи или низкосортны. Они сочинены для собственного исполнения, виртуозны и соответствуют музыкальному вкусу XIX столетия.
Три песни из op.12, которые написала Клара Шуман, относятся к лучшим её композициям, наряду с фортепианным трио op. 17 и тремя романсам для фортепиано и скрипки op. 22. Цикл песен op. 13 на стихи Генриха Гейне, Эмануэля Гайбеля и Фридриха Рюкерта, которые впоследствии были опубликованы Кларой Шуман, были высоко оценены её мужем. Несколько позже он так напишет о её композициях:
«Клара написала множество маленьких пьес, нежных и очень музыкальных, как это ей раньше не удавалось»
Викепедия
22 марта в Курске прошел концерт под названием " Женщины о женщинах".
Заслуженная артистка России Ирина Стародубцева исполнила на немецком языке три романса Клары Шуман.
Видео с концерта.1, 2, 3