Статья будет полезна тем, кто интересуется историей России или готовится сдавать экзамен по истории нашего Отечества, в ней проведено сравнение реформ двух государей.
В 1855 году, в сложное время для России Александр II взошел на престол. Российская империя в одиночку вела тяжёлую Крымскую войну с тремя сильнейшими державами Европы: Франция, Англия и Турция. Австрия угрожала присоединиться к антироссийскому союзу.
Война закончилась поражением России и подписанием унизительного Парижского мира, согласно которому Россия оказалась в международной изоляции.
Поражение в Крымской войне подтолкнуло всё русское общество к осознанию необходимости проведения глубоких реформ во всех сферах общества. Одним из главных причин поражения России в войне – техническая отсталость, вызванная наличием крепостного права.
Крепостное право в России – это система правоотношений, вытекающих из зависимости крестьянина, который обрабатывал землю помещика-владельца земли.
19 февраля 1861 году царским манифестом крепостное право быль отменено. Это решение потребовало глубоких реформ русского общества. Реформы Александра II вошли в историю под названием «Великие реформы».
Судебная реформа
Вводился бессословный характер судебной деятельности, т.е. формальное равенство всех сословий перед законом.
Провозглашалась несменяемость судей и независимость их от административных властей.
Благодаря реформе суды стали открытыми и закреплялась состязательность сторон.
Создавался институт присяжных заседателей для рассмотрения сложных уголовных дел.
Реформы в области местного самоуправления
В губерниях и уездах создавались органы местного самоуправления – земства. Земства решали вопросы хозяйственного значения, а именно строительства школ, больниц, дорог, решением других социально-экономических вопросов. Земства были отделены от административной власти, были всесословными, обладали хозяйственно-финансовой самостоятельностью.
Реформы образования
Снималась монополия государства и церкви на открытие школ. Начальные школы могли создавать земства, общественные организации и частные лица. Гимназии стали свободны для поступления из всех сословий. Университеты получили самостоятельность в вопросах разработки образовательных программ и в выборе ректоров и преподавателей.
Лидеры революционного движения считали реформы Александра II непоследовательными и неглубокими. Революционная организация «Народная воля» начинает террор против государственных лиц. В ходе террористического акта 1 марта 1881 года был убит император Александр II. Власть перешла его сыну Александру III.
Новый государь Александр III увидел, что либеральные реформы его отца привели к росту революционного движения в стране и терроризму, жертвой которого стал царь-освободитель.
Александр III отказался от продолжения либеральных реформ. 29 апреля 1881 года государь подписал Манифест о незыблемости самодержавия. Либеральные министры, такие как Михаил Лорис-Меликов, были отправлены в отставку. На смену им пришли консерваторы во главе с Константином Победоносцевым. Начался процесс пересмотра либеральных реформ Александра II, этот процесс в истории получил название – контрреформы.
Контрреформы – принятое в исторической науке обозначение реакционных мероприятий, направленных на консервацию социально-политической жизни страны.
Пересмотр судебной реформы
Образовано Высшее дисциплинарное присутствие Правительствующего сената, имевшее право смещать судей по своему усмотрению. Был нарушен принцип несменяемости и независимости судей.
Министры внутренних дел и юстиции получили право объявлять любое дело секретным и проводить суд по нему в закрытом режиме, что нарушало принцип открытости судопроизводства в Российской империи.
Контрреформы в области местного самоуправления
Земства продолжали быть всесословными, но на выборах был снижен ценз для курии землевладельцев и увеличен для городской курии. Депутаты от крестьянской курии не избирались, а назначались губернатором.
Курия – особый разряд избирателей, класс или группа населения, выбирающая своих депутатов в представительные органы отдельно от других классов. Выделяются по сословному, имущественному, национальному, расовому или какому-либо иному общественному цензу.
Учреждалась должность земского начальника, который мог отменить любое решение земств.
Для избрания городского головы (выборного главы городской думы) стало необходимо одобрение его кандидатуры губернатором.
Изменения в области образования
Упразднена автономия университетов, выборность ректоров, деканов и преподавателей.
Вышло распоряжение Министерства просвещения («циркуляр о кухаркиных детях»), в котором рекомендовалось ограничить поступление в гимназии детей низших сословий.
Таким образом, контрреформы смогли загнать революционные идеи внутрь русского общества. Дали толчок для стабильного политического и экономического развития страны в период царствования Александра III.
Но революционные идеи не были побеждены…
#история россии #история егэ #история огэ
Статья о судебной реформе Александра II
Статья о реформе самоуправления в годы царствования Александра II
Статья о реформе образования в годы царствования Александра II