На последнем интерактиве в очередной раз была поднята тема якобы запрета арбалетов в Средневековье католической церковью — ну и то же самое регулярно всплывает и на тему раннего огнестрельного оружия. Вроде бы вопрос крайне простой и, казалось бы, всем тут всё должно быть понятно, но как практика показывает — нет, не понятно. Значит, придётся на эту тему сказать пару слов. Запрет как нечто сколь-нибудь реальное — ясное дело, очередной миф.
Источник мифа понятен: это решение Второго Латеранского собора 1139 года. Его 29-й канон вроде как и правда запрещает применять арбалеты против христиан. Бинго? Да как бы не очень...
Во-первых, тот же канон запрещает использовать заодно и луки, и пращи (!). Во-вторых, 14-й канон того же собора запретил... рыцарские турниры.
Я думаю, вы прекрасно понимаете, что это на практике за запреты: настолько бессмысленных и, главное, неисполнимых ограничений даже Роскомнадзор ещё не вводил. Ясное дело, что на подобную инициативу понтифика Иннокентия II наплевать было решительно всем — потому что вера верой, но среди военных не было идиотов, готовых из-за причуды Папы Римского взять да отказаться от эффективного оружия. Потому что чего бы там себе ни думал понтифик, а воевать как-то надо (и за него самого в том числе).
Равно очевидно и то, что у церкви даже теоретически не было рычагов для того, чтобы подобные запреты кого-то заставить исполнять. В итоге веками она ныла на тему того, что луки — плохо, арбалеты — плохо, а уж огнестрельное оружие — вообще ужас-ужас, но на облике войны это не сказывалось просто никак.
Конечно, католическая церковь в Средневековье обладала большой властью, но преувеличивать её тоже не стоит — особенно когда речь идёт об откровенной "милоновщине". Максимум, на что такие нормы годились — это как некий способ докопаться до какого-то конкретного человека, но и то всегда можно было найти компромат получше. А бегать и выяснять, кто там против кого применял луки и арбалеты, учитывая что это делают так или иначе все, даже самые ревностные католики типа кастильцев — ну, это просто смешно.
Так что никто никому ничего не запретил. Осуждали? Да. Вот, у Крамера в "Молоте ведьм" есть даже отдельная глава на тему лучников с арбалетчиками, но и в контексте "охоты на ведьм" вопрос никого всерьёз не интересовал. Осуждать на декларативном уровне церковь могла много чего, а на практике с ересями-то бороться было трудно — что говорить о чём-то подобном.
Автор - Андрей Миллер. Подписывайтесь на Grand Orient и читайте больше его статей!