Точка – Линия - Геометрическая фигура – Плоскость - Фронтальная (плоскостная) композиция
Плоскостная композиция представляет собой распределение в одной плоскости элементарных форм в двух направлениях: вертикальном и горизонтальном. Для большей выразительности композиции придается небольшая глубина в виде теней или растушевки.
Важными условиями существования такой композиции являются:
- конфигурация – сопоставление разных по геометрическому виду и расположению элементов;
- ритмичность – смещение расположения элементов относительно друг друга, т.е. элементы должны быть расположены с интервалами между ними;
- моделировка элементов графических и пластических.
Интервалы между элементами создают простые или сложные композиции, которые могут восприниматься как целостные или дробленные. Важно подчеркнуть, что целостность не равно монотонность. Дробление в композицию привносится разнообразием комплексов элементов. При большом разнообразии элементов композиция теряет свою целостность, разрушается и воспринимается как нечто хаотичное.
Поэтому главной задачей плоскостной композиции является сохранение различий между элементами при достижении целостности восприятия.
К плоскостным геометрическим фигурам (элементам) относят квадрат, прямоугольник, треугольник и окружность (круг), а также элементарные фигуры: угол и различные линии.
Выразительность композиции выражается в ясности сочетания комплексов элементов внутри самой композиции, которое не разрушает ее изнутри, а, наоборот, позволяет выделить ее структурные части. Например, явно можем выделить линию или угол в квадрате.
Восприятие нами композиции идет через ощущения ее форм, а ощущение форм, в свою очередь, воспринимается через ассоциации и эмоции.
Рассмотрим угол. Он является простейшей формой ломаных линий и их цель – столкновение. Он является опорой плоскости и разница между линиями заключена лишь в величине угла (острый, прямой, тупой). Столкновение линий может формировать ощущение напряжения, обострения. Также помним, что угол является основой построения квадрата, треугольника, окружности и соответствует какому-то определенному цвету. Он начинается точкой и заканчивается точкой.
Линии же бывают вертикальные, горизонтальные, кривые, диагональные. Вертикальные воспринимаются как динамичное движение, горизонтальные – как состояние покоя, кривые – как волнообразные движения, диагональные – как усиление или угнетение движения. Эти ощущения, конечно, субъективны, но носят объективный характер в целом.
Таким образом можно сделать вывод о том, что любая точка, из которой линия начинается (см. публикацию "Немного об основах композиции"), и сама линия, рассматриваемая не в составе какой-либо геометрической фигуры, – это уже композиция, которая воспринимается нами через большой спектр эмоций и ощущений.
Элементарные геометрические фигуры образуют плоскостные геометрические элементы, из которых слагается основная плоскость и сама плоскостная композиция.
Рассмотрим эти элементы подробнее.
Квадрат – это наиболее объективная плоскость. Мы можем выделить линиями низ и верх, левое и правое. Эти две пары линий равнозначны. Каждая из четырех линий обладает своим звучанием, которое связано с положением этих линий. Понятие «верх», по Кандинскому, означает разреженность и свободу. Скованность минимальна. Для понятия «низ» скованность максимальна. «Левое» повторяет понятие верха. Разница лишь улавливается в степени легкости. «Правое» является переходом от низа и нивелирует степень напряжения.
Окружность – это кривая замкнутая линия. Если углов на линии будет бесчисленное множество, то они на линии визуально исчезнут и плоскость станет кругом. Круг прост, но одновременно и сложен, т.к. его сегменты, которые образуются при делении его горизонтальной и вертикальной линиями, перетекают друг в друга.
Прямоугольник – немного перегруженный по соотношению линий квадрат. Если он расположен вертикально, то создается ощущение теплого покоя, если горизонтально – холодного. Прямоугольник более свободен, чем квадрат, если удлинены верхние и нижние линий. Если боковые линии удлинены, то прямоугольник более скован.
Треугольник воспринимается практически как и угол. Грубо говоря, он образован как угол + диагональная линия. И в зависимости от «открытости» угла может формировать лирическое или драматическое напряжение.
Зная основы сложения геометрических фигур, мы исследуем законы в построении конструкций. И «сухая», казалось бы, методологическая деятельность открывает нам новые грани учения о композиции.
При составлении материала использованы следующие источники:
1. Кандинский В.В. Точка и линия на плоскости. О духовном в искусстве.
2. Сотников Б.Е. Объемно-пространственная композиция.
#онлайн образование
#композиция
#ландшафтный дизайн
#дистанционное образование
#архитектура
#Кандинский