Найти тему
Коробка передач

Юз Алешковский - литературный везунчик, сделавший имя на Сталине

21 марта, прожив длинную жизнь, умер писатель Юз Алешковский, звезда перестройки, стилист, поэт, литературный попутчик.

Юз Алешковский выглядел очень интеллигентно, хотя писал одними матюгами
Юз Алешковский выглядел очень интеллигентно, хотя писал одними матюгами

Жена Юза Алешковского говорила про его творческий метод такое:

"Юз, когда смотрит на что-то, сначала думает, можно ли это сожрать. Потом думает, можно ли это тр..ть (переспать, - прим авт), а когда ни того ни другого не получается - начинает это описывать"

Странноватая, конечно, характеристика. Но, видимо, заслуженная. В литературе Юз снискал славу автора-матерщинника, в каждом произведении которого 70 процентов слов - непечатные.

Друзьям Юза такой расклад очень нравился, и они его сильно хвалили.

Алешковский — единственный русский писатель, у которого непристойные выражения так же естественны, как сама природа, - говорил о его прозе Фазиль Искандер.

В перестройку, когда слова на букву х, напечатанные типографским шрифтом, воспринимались как символ свободы - имя Алешковского особенно прогремело. Но еще до перестройки он прославился как автор блатняка.

В свое время песня "Окурочек", написанная Алешковским, дошла до самого Ива Монтана и шансонье включил ее в свой репертуар
В свое время песня "Окурочек", написанная Алешковским, дошла до самого Ива Монтана и шансонье включил ее в свой репертуар

В молодости Юз отсидел четыре года за угон обкомовской машины, и, откинувшись, стал баловаться песнями, самые известные из которых "Окурочек", "Совецкая лесбийская" и - хит на все времена - "Товарищ Сталин, вы большой ученый". Она была написана от лица зэка, который, вроде бы, хвалил вождя, но по факту получался стеб:

Живите тыщу лет, товарищ Сталин,
И пусть в тайге придется сдохнуть мне,
Я верю, будет чугуна и стали
На душу населения вполне.

В семидесятые песню исполнил Высоцкий и многие даже думали, будто Высоцкий и есть настоящий автор.

Алешковский признавалася, что самый абсурдный случай в его жизни - это то, что он исполнял "Товарища Сталина" в Кремлевском дворце. Инициатором концерта был Андрей Макаревич
Алешковский признавалася, что самый абсурдный случай в его жизни - это то, что он исполнял "Товарища Сталина" в Кремлевском дворце. Инициатором концерта был Андрей Макаревич

Сегодня песня про товарища Сталина порядком поблекла и не кажется чем-то изумительно остроумным. Однако для историков литературы она представляет интерес, поскольку служит ценной приметой времени. Строчки "Товарищ Сталин, вы большой ученый, в языкознании знаете вы толк" напоминает о подзабытом факте. Под конец жизни товарищ Сталин заделался диалектологом и написал жуткую статью по лингвистике, где, в частности, утверждал, будто русский язык произошел от орловско-курского диалекта. Ученые от такого бреда схватились за голову и боялись, что слова вождя могут оказаться новым правилом.

В конце жизни товарищ Сталин заделался диалектологом
В конце жизни товарищ Сталин заделался диалектологом

К счастью, Сталин вскоре умер и статья осталась казусом.

Алешковский прожил долгую 93-летнюю жизнь, до конца сохраняя рассудок и силы (когда спрашивали, отвечал, что благодаря пьянству, конечно). И, глядя на этого крепкого, обаятельно самовлюбленного старичка, похожего на Тютчева со знаменитого портрета, ни за что не верилось, что божий одуванчик - тот самый Юз, пьяница и дебошир, пишущий исключительно матом.

Мне кажется, есть что-то общее с Юзом
Мне кажется, есть что-то общее с Юзом

Перестройка вознесла его на литературный Олимп. Поэтому даже неприлично говорить, что тебе не нравится его проза.

Но это мой случай, я ее совершенно не могу читать. "Матерщинное барокко" отталкивает, сюжеты, гарцующие вокруг телесного низа, кажутся невероятно грубыми и на сегодняшний день уже лишенными актуальности. (Предвижу, кто-то будет возражать, мол, как бы не так, сейчас новый виток популярности, потому что все повторяется. Но пусть себе возражают, я говорю о своем восприятии).

В девяностые пошли и литературные премии и собрания сочинений, прежде видевшие все только в самиздате
В девяностые пошли и литературные премии и собрания сочинений, прежде видевшие все только в самиздате

Сюжеты его такие:

- главного персонажа насилует в анус собственная жена, причем орудие насилия - фаллос из материала политбюрона.

- молодой московский вор-карманник, трудится в научно-исследовательский институт в качестве донора спермы, иначе - поставщика "малафьи". (Здесь автор высмеивал лысенковщину)

А в книге «Кенгуру» герой попадает в тюрьму по обвинению в изнасиловании кенгуру в зоопарке.

Таким образом автор обстебывал советскую действительность, Брежнева, Сталина и всех-всех-всех. Наверное, для тех, кто жил в те времена и кому они до смерти надоели, такое грубое обесценивание казалось очень крутым. Но не было в этом особенного поступка (а какой поступок - об..рать Сталина в эпоху хрущевской оттепели? или обругать Брежнева, находясь за границей?). Так что сейчас это больше интересно как литературная археология и литературный случай.

Нужно уметь за матом разглядеть забор, - учил Юз.

Забор-то, конечно, был и местами добротный. Вот, к примеру, как говорил о любовном переживании его герой Николай Николаевич:

И все во мне напряглось и словно кто в мой позвоночник спинной алмазные гвоздики забивает серебряными молоточками и окунает меня с ног до головы в ванну с пивом бочковым, и по пене красные раки ползают и черные сухарики плавают".

(Все это в укор нашим "эротическим писателям", которые паразитируют на каких-нибудь бабочках в животе). Но все равно, убей меня, не вижу необходимости вглядываться в исписанную похабщиной постройку.

Еще Юз помимо песен писал жутко плохие стихи, которые ему самому очень нравились.

Пусть династию Сунь
сменяет династия Вынь —
лишь бы счастлив был Ян,
лишь бы кончила Инь…

Предисловие к подборке дурных хокку в свое время писал Лев Лосев и, понятное дело, вознес автора до небес. Вообще, Алешковскому очень везло с друзьями. Он общался и с Довлатовым, и с Бродским, и с Генрихом Сапгиром. Да и литературную карьеру сделал благодаря протекции. Друг Герман Плисецкий опубликовал его, бывшего сидельца, в журнале "Семья и школа". А и тесть, трудившийся в издательстве, поспособствовал выходу рассказов "простого шофера". Не знаю, как записала его блатняк Дина Верни, но, полагаю, тоже передал кто-то из хороших знакомых.

Первая книга детских рассказов вышла в 1964 году
Первая книга детских рассказов вышла в 1964 году

Если читать биографию Алешковского - то диву даешься, каким Юз был везунчиком. Понимал ли он это? Да пожалуй, не зря же говорил "я, родившийся в год Великого перелома не получил ни одного перелома".

Эмигрировал он не от плохой жизни. (Какая уж тут плохая жизнь: вышли четыре книги, были сняты шесть фильмов). Но в Америке тоже устроился неплохо, преподавая до конца жизни. (Кстати, английского Юз так и не выучил).

А еще Алешковский нес себя как писателя свободы, неприемлющего никакого посягательства и ограничений. Свобода диктовала ему грубо стебаться над еще недавно запретным. Свобода требовала мата и слова "уй" в неограниченных количествах..

В семидесятые по детской прозе Алешковского даже сняли фильм
В семидесятые по детской прозе Алешковского даже сняли фильм

Но так ли уж нужна эта свобода автору? Не секрет ведь, что искусство рождается из ограничений и для писателя куда продуктивнее несвобода и умение сдерживать себя в чем-то. Потому и оказывается сегодня, когда схлынула волна перестроечной популярности, что лучшее из написанного Алешковским - это его детские книги про мальчика Алешу Сероглазова, прозванного за рост "двапортфеля". Не было в этих книгах ни политики, ни мата, ни телесного низа, ни прочей "свободы". Зато и сегодня их издают, а дети - читают с удовольствием.

Подробнее о жизни и судьбе Алешковского можно прочитать в "Комсомольской правде"

#Юз алешковский #проза жизни #Фазиль Искандер