Тема «Покровы тела» у меня продумана пока плохо. Вообще, в каждой параллели есть тема, до которой, что называется, руки не дошли. В 8 классе так получилось с кожей. Но наметки урока есть, и конечно же, поделюсь ими.
Если тему «Выделение» пришлось уложить в один урок, то начинаю с устного опроса.Спрашиваю, чем отличаются плазма крови, первичная моча и вторичная моча. Второй вопрос — почему отличаются. Неплохо бы, конечно, услышать механизм фильтрации, но, по многолетнему опыту, с таким рассказом ученики справляются все хуже.
Для перехода к новой теме задаю вопрос: какой орган в теле человека самый большой. Хорошо, если в ответ ученики спросят: внутренний ли это орган, по массе ли он самый большой или в длину. Для большего интереса и некоторой провокативности помещаю на экране картинки разных органов, но без правильного ответа. Обмануть никого не удается — все классы довольно быстро называют кожу.
На следующем этапе организую работу в группах. Задание — назвать как можно больше функций кожи. Эта работа идет «на ура». Был случай, когда в три столбика на доске функции записали. Но тогда называли дыхательную (вспоминали лягушек), эстетическую (придает телу красоту и совершенство), клиническую (это термин детей, имели в виду, что кожа показывает проблемы здоровья), приятную (тоже термин детей — кожу приятно гладить, потому что она теплая и бархатистая).
Такого богатства идей давно не слышала, но функций 7-8 все же набирается. И далее такой вопрос: а почему у кожи столько функций? Делаем записи на опорном конспекте.
Теперь разбираем строение кожи и соотносим структуры органа и выполняемые ими функции.
Следующий вопрос: какие из многочисленных функций кожи можно и нужно признать главными? Намекаю ученикам: мы — теплокровные и мы — сухопутные. (Иными словами, терморегуляцию и защиту от потерь воды). Кстати, здесь уместно спросить, чья кожа изображена на титульном фото этой статьи.
Для понимания функции терморегуляции предлагаю интерактивное задание — построение логических цепочек (на фото).
Эх, а были времена, когда на покровы тела выделялось целых три урока…
Но мы сейчас укладываемся в один и переходим к подведению итогов по всей теме «Обмен веществ». Чаще всего даю для решения в группах нестандартные задания (листайте карусель).
Ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции. Если уважаемые читатели предложат более яркие и продуктивные идеи, с удовольствием приму! Давайте вместе сделаем биологию самым интересным предметом в школе!