Дорогие абитуриенты (и их родители). У меня к вам важный разговор. О том, что делать, если вы (или ваш ребёнок) на свою беду решили готовиться в архитектурный институт (или любой другой институт со своими сложными внутренними экзаменами). Особенно это касается тех, кто пришёл к своему решению в 11 классе, оставив себе крайне мало времени для манёвра.
Итак, каждый год я наблюдаю одну и ту же картинку: несмотря на бодрое начало года, в большинстве случаев к весне среднестатистический абитуриент оказывается настолько вымотан физически, психологически и эмоционально, что результаты на экзаменах могут, мягко говоря, сильно отличаться от ожидаемых. Как можно такого избежать?
Расставляйте приоритеты, выбирайте самое важное для себя
Самое важное — расставить приоритеты. Что является важнейшей задачей на этот год? Поступить в институт, закончить школу с золотой медалью, остаться здоровеньким? Зачастую эти задачи становятся взаимоисключающими (на это влияют наличие времени, изначальные способности, отношения в школе и с репетиторами, поддержка близких и так далее). Поэтому не гонитесь за всеми зайцами сразу — подумайте, что для вас важнее, уделяйте этому время в первую очередь, а всё остальное — по мере сил и возможностей.
Определившись с приоритетами — составляйте расписание. Ваш план будет зависеть от того, что для вас является главным. Для нас в данный момент интересны шаги, которые вы можете предпринять, если поставили на первое место поступление.
Если есть возможность — выберите очно-заочную или полностью заочную форму обучения. Поверьте, это намного легче и быстрее, чем очная форма обучения, особенно если вы никогда не числились в отстающих. Благодаря освободившимся часам вы сможете уделить внимание профильным предметам в своё наиболее продуктивное время.
Если это невозможно, попробуйте договориться с администрацией школы или учителями напрямую, чтобы выделить хотя бы один учебный день в неделю, который вы будете пропускать, и ездить на занятия к репетитору свеженьким и бодреньким, а не измученным и ничего не соображающим. Может быть, это будут отдельные уроки, которые вам не пригодятся для поступления, которые вы будете посещать только для того, чтобы сдать контрольную. Главное, предпринимайте в этом направлении хоть какие-то шаги, а не жалуйтесь на крушение попыток объять необъятное.
Не забывайте, что любые онлайн-уроки и скайп-консультации, какими бы они ни казались удобными и ненавязчивыми, съедают массу ресурсов (время, силы, нервы). Оставляйте под них отдельное место в своём расписании, а не занимайтесь урывками между сном, едой и телевизором. В противном случае лучше даже не начинать.
Составляя расписание, уделите время отдыху! Поваляться на диване с книгой или погулять по лесу (не путать с поиграть в компьютерную игру или сходить в ночной клуб) — самая лучшая перезагрузка для перенапряжённой нервной системы. После таких периодов «бездействия» мозг действительно работает лучше!
Вот это не совсем про отдых, но если говорить про поступление в архитектурный институт, то ещё один немаловажный пункт, который вам необходимо (необходимо!) вписать в свою жизнь — это любая физическая нагрузка. Бассейн, ЛФК, спортзал, конный спорт — что лично вам лучше подойдет для подготовки тела к постоянным статическим нагрузкам на шею и спину. Лучше не поступить с первого раза, не быть в первых рядах в институте по всем предметам, чем заработать себе болячку на всю жизнь, которая будет впоследствии тянуть гораздо больше времени, чем её предупреждение. Периодические курсы массажа, кстати, с момента поступления — это такие же занятия, как и всё остальное, а не роскошь и удовольствие. Лучше поверьте чужому грустному опыту и не зарабатывайте свой.
Вырабатывайте мотивацию, она поможет в достижении цели
Вырабатывайте мотивацию! Ничто другое не поможет развиваться в выбранном направлении. В первую очередь, конечно, занятия должны вам нравиться. Невозможно «из-под палки» такое количество времени уделять освоению новых сложных предметов. Поэтому, если выбор за вас сделали родители (или вы сделали выбор за вашего ребенка), но душа не лежит — лучше и не начинать. Вряд ли выйдет что-то хорошее. Так что это повод для серьёзного семейного разговора.
Сюда же относится ситуация, когда вы просто передумали. Попробовали поучиться на архитектора, но поняли, что хотите стать хирургом — это абсолютно нормальная ситуация. Сложно сделать окончательный и на всю жизнь выбор в 16–17 лет, зачастую не имея представления о том, что выбираешь. Не тяните лямку насильно — во-первых, это не эффективно, а во-вторых, вы рано или поздно её бросите. Лучше уж в то время, пока вы ещё не связаны никакими обязательствами, вовремя остановиться, и направить ваши усилия на то, что вам действительно нравится, и, возможно, вам хватит запала начать всё с чистого листа.
Родителей же хочется отдельно попросить: позвольте делать своему уже «не совсем ребёнку» самостоятельный выбор! Да, бывают ситуации, когда человек просто не сошёлся с преподавателями или устал. Это сразу заметно, и решается быстро. Но если истинная причина — разочарование в выбранном направлении (и, как следствие, потеря интереса), то уж лучше позволить своему ребенку бросить начатое, чем создавать ещё одного несчастного человека. Как бы ни было обидно за потерянное время и деньги, они не стоят таких жертв. Так же это относится к ситуациям, когда родители «поступают» больше, чем их дети — списываются с учащимися выбранного ВУЗа, созваниваются с репетиторами и проявляют столько активности, что становится уже не понятным — а сам-то абитуриент мотивирован поступать, или за него это захотела мама? Экзамены сдавать всё равно ребенку. И если инициатива не исходит от него, то нужно искать что-то другое.
В этом же пункте хотелось бы обговорить ваш выбор преподавателя. Каким бы он ни был хорошим/по рекомендации/раскрученным/дешёвым/удобным (нужное подчеркнуть), если вы не сходитесь, и общение с ним каждый раз доставляет вам дискомфорт — меняйте на другого. Быть «на одной волне» — такая же составляющая успеха, как и всё остальное. Разве что вашей лучшей мотивацией не является, например, желание во что бы то ни стало доказать обратное преподавателю, который в вас не верит. Люди все разные, с разным понятием «зоны психологического комфорта». То, что было бы неприемлемо для одного ученика — благодатная почва для другого. Конечно, просто идеально, если вы найдёте преподавателя, который, помимо того, чтобы дать качественные знания, ещё и психологически сможет подстроиться под вас. Хотя отчасти это утопия, так как под всех подстроиться невозможно в принципе.
Сосредоточьтесь на главном, откиньте всё лишнее
И последнее: откидывайте всё лишнее. В первую очередь это касается каких-то посторонних предметов. Я знаю множество абитуриентов, которые, готовясь к МАрхИ и осваивая в 11 классе с нуля композицию, рисунок головы и черчение, пытаясь параллельно сдать на высокий балл ЕГЭ по русскому и математике, ещё и готовились к ГТО (потому что так сказали в школе) и к ЕГЭ по физике и химии (потому что их так попросили родители).
Отстаивайте свои интересы! Родителей можно понять — они беспокоятся, у них свои представления о пользе для вас. И логика до предела ясна — чтобы уж если тут не сложится, то хоть куда-нибудь можно было бы поступить. Но это — путь в никуда. Родители (если только они сами в своё время не готовились в архитектурный ВУЗ) не могут поставить себя на ваше место и даже теоретически представить объём работы, который вам предстоит выполнить. Поймите, что в таком случае вас ждёт 99,5% вероятности провала по всем статьям (и минус нервы и здоровье). И мы возвращаемся к первому пункту: определитесь, что для вас важнее. Если есть цель порадовать родителей — в одном году сдайте все свои ЕГЭ на высокие баллы, а в следующем уж тогда занимайтесь подготовкой. Вы не сможете включиться во всё огромное количество занятий сразу и в короткое время. Надо сосредотачиваться на главном.
Во вторую очередь — откидывайте лишние эмоции. Поверьте, это ещё как жрёт ваши ценные ресурсы. Поведение, при котором мама звонит за пару дней до экзамена дочери-абитуриентке и говорит: «Ну вот зря ты не сдала физику, можно было бы существенно повысить свои шансы на поступление в этом году хоть куда-нибудь», а бабушка ободряет: «Не волнуйся, я соседкам не буду говорить, что ты не поступила с первого раза», тогда как папа удивляется: «и Зачем тебе репетитор, ты сама разве не можешь освоить черчение и рисунок?» — это не про поддержку. Это про внутренние страхи и амбиции конкретных людей, и это надо понимать. Не включайтесь в эту игру. Не ведитесь на поводу у представлений других людей о том, как должно быть. Не тратьте силы на попытки кого-то переубеждать или свои переживания о том, что о вас подумают. Ваше дело — работать на максимум.
Не упускайте своих возможностей из-за неправильного подхода. Абитуриентам и родителям сил в вашем нелёгком пути, понятия и принятия.
А вот здесь приглашаю почитать о тактиках подготовки к творческим экзаменам.