Одна колония медоносных пчел может опылить три миллиона плодовых цветков в день. Благодаря целенаправленному опылению они производят больше плодов и более высокого качества. Только благодаря опылению пчелами мы обязаны ежегодно производить два миллиона тонн яблок.
Смерть пчел, которую можно наблюдать во всем мире, имеет драматические последствия не только для пчел, но и для нас, людей. Это уже становится резко заметным в некоторых регионах Китая. Там уже не пчелы опыляют яблони, а люди! Они опыляют миллионы плодовых цветков вручную с помощью ватных тампонов, щеток, самодельных инструментов и бутылочек с лекарствами, наполненных пыльцой. Причина: Там больше нет пчел! Этот сценарий можно увидеть в фильме «Больше, чем мед», где очень ярко показана проблема гибели пчел.
«Создание цветочных полос и живых изгородей, отведенных участков для цветения и подсева, различные севообороты, создание возможностей для гнездования диких опылителей и органическое земледелие могут помочь диким пчелам, медоносным пчелам и другим опылителям улучшить условия жизни и, следовательно, не только их средства к существованию, но и то, что обеспечено нами, людьми», — говорит эксперт по пчеловодству NABU Катя Бурмейстер.
Одних медоносных пчел недостаточно
Другие насекомые, такие как бабочки, необходимы для получения высокого урожая. Фото: Хельге Мэй
Международное исследование показало, что растения производят особенно много плодов и семян, когда существует как можно больше различных видов свободноживущих насекомых, таких как дикие пчелы, мухи, жуки, бабочки и птицы. Таким образом, максимальный урожай возможен только при наличии различных опылителей. Медоносные пчелы не могут заменить этих диких опылителей, они только поддерживают их. Исследователям удалось доказать, что дикие опылители, особенно дикие пчелы, посещают цветы в два раза эффективнее, чем медоносные пчелы. Ученые обследовали в общей сложности 600 полей с 41 видом сельскохозяйственных культур из 20 стран. Результаты были опубликованы в журнале Science.
«Результаты ясно показывают, что высокоурожайное сельское хозяйство не может обойтись без биоразнообразия», — говорит профессор, доктор наук. Тея Чарнтке, заведующая кафедрой агроэкологии Геттингенского университета. «Было бы очень рискованно полагаться исключительно на управляемых человеком медоносных пчел для опыления сельскохозяйственных культур, численность которых в последнее время сильно пострадала от паразитов и пестицидов. Концепции обеспечения глобальной продовольственной безопасности должны также учитывать защиту свободноживущих опылителей, а именно диких пчел».