Найти тему

Библиофильские издания

Оглавление

Серия «Будуар» вобрала в себя классические образцы высокой литературы о любви от античности до наших дней. Среди художников этой серии значатся такие имена, как Жорж Барбье, Умберто Брунеллески, Константин Сомов, Герда Вегенер, Поль-Эмиль Бека. Многие иллюстрации печатаются с редких библиофильских изданий. Большинство графических циклов создано в первой половине XX века — время расцвета livre d’artiste, или «книги художника».

Livre d’artiste — это высокохудожественные, элитарные издания, выпущенные небольшим тиражом (не более 300 экземпляров). Такие книги создавались лучшими книжными графиками своего времени, многие издания содержали оригинальные эстампы. «Книги художника» хранятся в музеях и частных коллекциях, единственная возможность увидеть шедевры книжного искусства — музейные экспозиции и временные выставки.

Именно поэтому серия «Будар» так полюбилась библиофилам — это прекрасная, а зачастую и единственная, возможность пополнить свою библиотеку книгами с редкими иллюстрациями. Большинство авторов этой серии (Ренье, Пьер Луис, Радиге, Буалев) мало известны современному русскому читателю: их произведения мало издаются либо вообще не издаются на русском языке.

Умберто Брунеллески (1879 — 1949)

Родился в 1879 г. в Италии, в тосканском городе Пистойя. Учился в Академии изящных искусств во Флоренции. В 1900 г. Брунеллески приехал в Париж и быстро вошел в круг молодой парижской богемы. Художник сотрудничал с различными модными журналами, занимался театром, став одним из ведущих сценографов эпохи ар-деко, делал иллюстрации для библиофильских изданий. Брунеллески сделал иллюстрации к «Сказкам былых времен», «Кандиду» Вольтера, «Новеллам» Ж. де Лафонтена, «Манон Леско» А.-Ф. Прево, «Полю и Виргинии» Ж.-А. Бернардена де Сен-Пьера, «Мемуарам» Дж. Казановы, «Декамерону» Дж. Боккаччо, «Простодушному» Вольтера, «Урокам любви в парке» Буалева, «Госпоже Бовари» Флобера, «Поцелуям» Дора, «Грешнице» Ренье и другим произведениям классиков мировой литературы. Многие эти книги мы издали.

Константин Сомов (1969 — 1939)

Родился в 1869 году в Санкт-Петербурге. В 1888–1897 годах учился в петербургской Академии художеств, в частности в мастерской И.Е.Репина. В 1897–1899 годах жил в Париже, где посещал школу-студию Ф.Коларосси, встречался с А.Н.Бенуа, Е.Е.Лансере, Л.Н.Бакстом и другими русскими художниками. В 1900 году в Санкт-Петербурге они стали основателями объединения «Мир искусства».

В 1907 году художник работал над иллюстрациями к «Книге Маркизы» — антологии французской галантной литературы, составленной Францем фон Бляем и изданной в Германии. Эту книгу обычно именуют «Малая книга Маркизы», она выдержала несколько переизданий. В 1915–1918 годах, Константин Сомов решил издать расширенный сборник фривольных французских произведений и выступил не только в качестве графика, но и в роли составителя. «Le Livre de la Marquise. Recueil de Poesie et de Prose» вышла в свет в сентябре 1918 года в революционном Петрограде. Она была напечатана в одной из лучших типографий того времени — «Товарищества Р.Голике и А.Вильборг» тиражом 800 экземпляров. Эта книга вошла в историю под именем «Средней маркизы». Вскоре появился дополненный тираж, в который Сомов включил еще около 60 страниц текста и новые еще более откровенные иллюстрации. Точное число экземпляров этой книги неизвестно, как и то, какая часть была переплетена, какая раскрашена художником вручную. Предположительно было изготовлено около 50 экземпляров. Дополненный тираж книги называется «Большая книга Маркизы».

Именно «Большая маркиза» вышла в серии «Будуар».

Поль-Эмиль Бека (1885 — 1960)

Родился в Париже 2 февраля 1885 года. Учился в парижской Школе изобразительных искусств у живописцев Габриеля Феррье и Франсуа Фламена.

Первые опыты в книжной графике, к которой Бека обратился в начале 1920-х годов, — «Жорж Дюамель» Люка Дюртена и «Одиночества» Эдуарда Эстанье — привлекли внимание парижских издателей, и Бека стал время от времени получать заказы на иллюстрации. С 1933 года начинается карьера Бека как специалиста по галантным текстам. В предвоенное десятилетие возрос интерес публики к малотиражным коллекционным изданиям. Работа над иллюстрациями к таким книгам принесла Бека европейскую известность.

Среди книг, проиллюстрированных художником: «Фортунио» Теофиля Готье, «История короля Гонсалве», «Афродита», «Песни Билитис» Пьера Луиса, «Дама с камелиями» Александра Дюма-сына, «Воспитание чувств» Гюстава Флобера, «Дафнис и Хлоя» Лонга, «Манон Леско» Прево, «Наука любви» и «Любовные элегии» Овидия, «Рассуждения» и «Диалоги» Пьетро Аретино, «Галантные дамы» Брантома, «Фанни Хилл. Мемуары женщины для утех» Джона Клеланда, «Опасные связи» Лакло, «Пармская обитель» Стендаля, «Новеллы» и «Задиг» Вольтера, «Любовь Психеи и Купидона» Лафонтена, «Дьявол во плоти» Радиге. За долгую творческую жизнь Бека создал графические серии к более чем 100 книгам, среди которых десятки произведений фривольной литературы.