Англо-саксонский период является одним из наиболее интересных периодов Британской истории. Это время формирования совершенного уникального культурного пространства созданного сразу из трех этнических групп: римской, кельтской и англо-саксонской. Взаимодействие этих групп порождали культурный синтез, который отразился в том числе на различных объектах материальной культуры, например, на монетах. Именно британским монетам указанного периода будет посвящена данная статья.
Считается, что римская провинция Британия перестала существовать в V в. н.э. просуществовав в общей сложности более пятисот лет (если отсчитывать историю римской Британии со времен походов Гая Цезаря в 55 и 54 гг. до н.э.). В 407 г. император Константин III вывел последние римские легионы из провинции, а в 410 г. император Гонорий отказывается от римского протектората над Британией. Сама империя падет под натиском варваров уже в 476 г.
Интересен тот факт, что в отличии от континентальных территорий, где отмечается преемственность римских социальных институтов, в Британии уже к VI в. фактически не оставалось элементов былого римского влияния. Многочисленные кельтские племена бриттов так и не смогли убедительно воссоздать римскую социально-политическую модель государственного образования. Чеканка монеты также была остановлена. Несомненно, что в романский период монетные дворы располагались в крупнейших торгово-ремесленных центрах - Лондиниуме (Лондон), Камулодуне (Колчестер), Эбораке (Йорк) и пр. Все они воспроизводили принятую в то время римскую монетарную систему, где главной монетой оставался золотой солид. Уже в V в. происходит полный переход к исключительно золотому хождению римских образцов. Серебро и недрагоценные металлы не использовались, что говорит о серьезнейшем экономическом упадке бывшей римской провинции.
Отметим, что до VII в. чеканка монет на территории Британии именно как средств расчета не осуществлялась. Однако монеты продолжали использоваться и с внеэкономическими целями - как деталь украшения, амулет, памятный знак. При этом на кладах IV-VII вв. отмечается преобладание лицевых образов на монетах. Скорее всего, это было связано с культовыми обычаями (защитой от сглаза, оберегом и пр.)
Находки золотых кладов в Британии демонстрирует высокий уровень мастерства англо-саксонских ювелиров, которые даже при копировании монеты не стесняются наделять ее интересными деталями своей эпохи. К примеру, на прекрасно сохранившемся брактеате из Саффолка мы можем увидеть как мастер скопировал золотой солид Константина Великого. Изображение священной волчицы кормящей Ромула и Рема было перенесено с реверса на аверс, вокруг портрета появилась руническая (!) надпись, само лицо обзавелось, наверное, модной в то время бородкой.
Популярность использования монетного профиля для создания брактеатов доказывает и клад из Кентерберри, в котором представлено сразу шесть прекрасно сохранившихся медальонов вдохновленные византийскими солидами.
Прекрасным примером использования золотых монет как украшений является ожерелье из клада в Сарре VI-VII в. (рис. 3). Четыре золотых солида, являющиеся центральным элементом композиции, несомненно, должны были подчеркнуть социальный статус владельца.
В начале VII века массово появляются монеты неместной чеканки. К ключевым находкам монет данного периода, естественно, следует отнести монеты из знаменитого погребения в Саттон-Ху. Находки из данного погребения, в целом, являются ключевыми артефактами в истории Британии, однако в рамках нашей темы нам интересны 37 монет из золота франко-меровингского происхождения. Монеты из Саттон-Ху вызывают множество споров среди британских и мировых историков-нумизматов. С одной стороны, наличие золота Меровингов в англосаксонском погребении говорит об активной связи Британии и континентальной Европы. С другой, мелкое количество монет может говорить и об их чисто культовой, погребальной функции.
Культовый характер монет из клада в Саттон-Ху подтверждается еще и преобладанием в нем монет с лицами. Некоторые исследователи подчеркивают особый статус монет, связанный с понятием престижа (см. работы А. Гуревича). Исследователи напрямую связывают "почитание" подобных монет с почитанием брактеатов скандинавами, которые в свою очередь (как и золото Меровингов) вдохновлено римскими монетами. Здесь лик императора на монете мог постепенно трансформироваться в лик Одина и ассоциироваться с ним. Очевидно, что подобные монеты если и использовались в качестве денег, то исключительно в некоммерческих операциях (например, в качестве подарков, в том числе прощально - погребальных).
В VI в. усиливается роль Кента как наиболее близкой к континенту территории. Именно там в начале VII века возрождается местная чеканка. Она представлена копиями римских солидов и меровингских тремиссов.
Соотношение количества имитаций старых римских монет и новых меровингских примерно одинаковое с незначительным преобладанием последних.
С 625 г. начинается более устойчивое производство монет. Так клад из Крондалла на 70% состоит из золотых монет созданных в Британии. Внешне это все те же меровингские тремиссы, представленные в 12 типах.
С 650 г. отмечается еще большее увеличение монет, но при этом содержание в них золота уменьшается, примерно с 40 до 15 процентов и меньше. Остальной состав монеты был серебряным. Именно с этим связана известная "бледность" последних британских золотых. А с 675 г. золотая чеканка окончательно прекращается в пользу серебра.
Серебряный период получит уже более отличительный дизайн монеты и станет началом новой эпохи в истории английской чеканки.
Список литературы:
1. Metcalf D. Anglo-Saxon coins: VI-IX cent. London, 1982
2. Grierson P. Dark age numismatics. London, 1979
3. Baldwin B. The Arts in Early England (6 vols.), London, 1966
4. Higham N. Rome, Britain and the Anglo-Saxons, London, 1992
5. Philip Grierson. The Purpose of the Sutton Hoo Coins//ANTIQUITY, XLIV. Edinburg, 1970
5. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М-СПБ. 2019
Автор статьи: С. Клепиков.