Найти тему

Почему ребенок путает буквы на письме?

Оглавление

Птичка превращается в птиЦку

Часто среди ошибок в письменных работах у детей мы наблюдаем такое явление, как замена букв. Например, слово «птичка» ребенок пишет – «птиЦка», или вместо «лыжи» напишет «лыЗы», а вместо «любимая» - «люПимая». Прежде чем объяснить, чтобы это могло значить, обязана сказать – наиболее точную причину ошибок в письменной речи мы выявляем на диагностике. И ещё скажу, что причин замены букв может быть несколько, но наиболее распространённая для данного случая – несформированность фонематического восприятия. Уверена, что родители не раз слышали подобный термин от специалистов. Я и сама очень часто обследую детей, имеющих данную проблему. И вот как я рассказываю о ней их родителям.

Вроде, слышу хорошо, но не пойму, что говорят!
Вроде, слышу хорошо, но не пойму, что говорят!

Что это значит?

Способность человека к анализу и синтезу речевых звуков выражается в развитом фонематическом слухе (не путать со слухом физиологическим)! То есть, дети, имеющие проблемы со слухом фонематическим вовсе не обязательно должны плохо слышать вообще. Хотя, на диагностике мы должны исключить тугоухость.

Фонематический слух – это тот, что обеспечивает восприятие фонем (звуков), что даёт нам возможность определять значение слышимого слова. Чтобы различить звуки речи, необходимо кодировать их соответственно фонематической системе, выделяя смыслоразличительные (фонематические) признаки.

Так вот проблема заключается в том, что ребенок, заменяющий буквы на письме, плохо распознает фонемы на слух. И, соответственно, он пишет то, что слышит, не распознав верного звука и перекодировав его в нужную графему (букву).

Часто у школьников мы диагностируем АКУСТИЧЕСКУЮ ДИСГРАФИЮ. Это нарушение письменной речи определяется как парциальное расстройство, обусловленное нарушением звукового анализа и синтеза, когда ребенок принимает неверное решение о соотнесении фонемы (звука) с графемой (буквой). Почти во всех случаях школьники, у которых выявляется акустическая дисграфия, имели в дошкольном периоде нарушения устной речи, в частности такого её компонента, как звукопроизношение. Вот почему просто необходимо перед школой обязательно пройти обследование у логопеда. Необходимо исключить риск возникновения достаточно неприятного и прилипчивого нарушения – дисграфии, а также получить профилактические рекомендации.

#замена букв на письме #ребенок путает буквы #ффнр #ошибки по русскому #дисграфия #русский с нейропсихологом